Для справки: за свое семилетнее пребывание в Общественной палате и двухлетнее с небольшим в Думе Хамзаев выдал на-гора множество громких, но чудных инициатив, не возымевших никаких последствий и, похоже, ни на какие иные последствия помимо привлечения внимания к его персоне и не рассчитанные.
Хамзаев, к примеру, предлагал увеличить на 10 дней отпуск некурящим работникам, ограничить пятью днями в году запуск фейерверков и пятью литрами в год на человека — продажу алкоголя. Одна из последних «прославивших» депутата инициатив — предложение исключить из школьной программы изучение английского языка.
Но ведь не зря говорят в народе: «Раз в год и палка стреляет». О точном КПД парламентария мы судить не беремся, но последняя его идея говорит о том, что он, к счастью, все-таки не нулевой. Есть здравое зерно в идее, есть. Хотя разглядеть его, признаем, удается не сразу.
На первый взгляд такая мера будет лишь поощрять родителей-асоциалов отказываться от детей. Что, конечно, не может не возмущать: за подобное кукушничество драть надо как сидорову козу, а не награждать. Кстати, напомним, что и сегодня ничто и никто не мешает отдавать нежеланных детей на попечение государства.
И за это вовсе не дерут, не наказывают, хотя некоторым таким горе-матерям и отцам взбучка явно бы не помешала бы. Впрочем, надо, понятно, делать поправку на то, что разные бывают у людей обстоятельства. Бывают и совершенно непреодолимой силы.
Но в любом случае такое поведение до сих пор не считалось социальной нормой. Теперь же за эту девиацию, за это преступление перед собственным дитем — и в значительной мере перед обществом, на плечи которого ложится теперь забота о ребенке, — предлагается еще и платить. Вне зависимости от обстоятельств, заставивших пойти на такой шаг. Не чересчур ли жирно будет?
Надо к тому же учитывать, что речь идет о людях, которые так не хотят иметь детей, настолько считают их обузой, что их не интересуют даже ждущие впереди достаточно щедрые меры государственной поддержки — материнский капитал и всевозможные пособия. Которым нужны лишь наличные — здесь и сейчас. А ребенок — совсем не нужен.
Такая категория граждан, наверное, невелика. Будем, во всяком случае, надеяться, что невелика. Но она, безусловно, есть. К большому нашему несчастью. Собственно, именно наличие такой категории и не позволяет относиться к идее «торговли детьми» как к заведомому бреду.
Родители, готовые продать ребенка государству, могут продать его кому и на что угодно. Не будем уточнять: возможные варианты легко себе представить. А могут и просто убить. Или уморить — тут уж вообще никакое следствие не докопается.
Словом, дурацкое дело нехитрое: есть много способов погубить или искалечить жизнь маленького человечка. Способов спасти его в подобных обстоятельствах несравнимо меньше. И тот, что предлагает депутат Хамзаев, — пожалуй, не самый плохой из них.