– На протяжении всего периода съемок очень важна была роль авторов песен – композитора Геннадия Гладкова и поэта Юлия Кима, с которыми Марк Захаров уже много сотрудничал до тех пор. – Вслед за этими словами Людмила Михайловна уточнила: – При первом же разговоре с Марком Анатольевичем Захаровым, когда он предложил мне поработать на картине художником-постановщиком, сразу пояснил, что хочет сделать в итоге музыкальный фильм. Но не фильм-оперетту! Именно поэтому, если вы обратите внимание, никто из героев «Обыкновенного чуда» не поет в кадре. Мне было непривычно, что режиссер-постановщик с самого начала решил снимать эпизоды фильма под уже готовую музыку для них…
В подтверждение этих слов Кусаковой можно привести воспоминания самого Гладкова в одном из его интервью: «Фильм начинали снимать, когда уже имелась фонограмма. Хотя бы под рояль. Марк Анатольевич снимал кино под мой рояль, с моим пением или с пением Юлия Кима. Я спрашивал: «Зачем это нужно?» Он говорил: «Музыка дает актерам настроение. Слушая музыку, они невольно работают в ритме музыки. Я им говорю — вот вам музыка, она звучит две минуты, и в эти две минуты надо уложить ваш эпизод. Иначе актер начинает тянуть на себя одеяло, придумывать какие-то штучки…»
Всего для «Обыкновенного чуда» было написано 6 песен, однако в фильм вошло только пять. «Песне охотника», исполненной Михаилом Боярским, места в окончательно смонтированной кино-сказке не нашлось. Так что ее можно услышать только на пластинке с музыкой из «Обыкновенного чуда», которую выпустили вскоре после выхода фильма на телеэкраны.
– Когда я впервые услышала эти песни, некоторые из них мне показались чересчур хулиганистыми, – улыбнулась Людмила Кусакова. – Ну, например, та, что поет Первая кавалерственная дама Эмилия (роль сыграла Екатерина Васильева, а вокальную партию исполнила Лариса Долина. – А.Д.): «Чтоб он подох, так черта с два, / Добра не жди от паразита. / На кой мне, дьявол, моя голова, / Когда она три дня не мыта?»
Однако в итоге столь залихватский фрагмент вошел в окончательный вариант фильма. А вот другое произведение, созданное Гладковым и Кимом, едва не пришлось «отправить в корзину». Я говорю о куплетах Министра-администратора, тех самых, где «А бабочка крылышками – бяк-бяк-бяк-бяк!». Песенка вроде бы вполне безобидная, без резких выражений – таких, как в предыдущем случае, однако «надзирающие инстанции» усмотрели в ней намек на некие сексуальные действия. А это по тем брежневским временам – безусловная крамола, посягающая на устои нравственности советского народа.
«Бабочку» потребовали убрать, однако Марк Анатольевич проявил характер и смог отвоевать эти куплеты. Помогло в данном случае и то, что исполнителем их был Андрей Миронов – артист, которого любили многие представители высшей партийной номенклатуры.
Нужно отметить, что, создавая музыку к песням для «Обыкновенного чуда», Гладков проявил незаурядную силу воли и профессионализм композитора.
Л.Кусакова: «Во время работы над фильмом я об этом ничего не знала, Геннадий Игоревич при наших с ним встречах на съемочной площадке молчал о своих проблемах и бедах. Лишь позже выяснилось, что он создавал тогда замечательные произведения для этой киносказки буквально «через не могу». Незадолго до начала съемок у него сгорела новенькая дача. А несколько месяцев спустя скончался отец Геннадия Игоревича.
У Гладкова наступил, по его собственному выражению, «предел «черного» состояния», однако он сумел пересилить себя. Если вы вслушаетесь в музыкальные произведения, написанные для «Обыкновенного чуда», то не обнаружите там отголосков личных драм автора. Лиричная, светлая, озорная, драматургически насыщенная музыка – разная, но ни одного «черного», мрачного фрагмента».