Три дня назад в соцсетях в группе Нетании появилось сообщение: «Предлагаю создать команду по защите города. Дружинники должны заполнить анкеты. Потом пройти обучающие курсы. В полиции нам выдадут оружие».
Инициатор движения Евгений Фейгинас рассказал, зачем это нужно.
– Когда началась военная операция, многих полицейских призвали на фронт. Сейчас в Нетании мы ощутили нехватку полицейских, – начал Евгений. – Я предложил создать батальон добровольцев, чтобы держать оборону в нашем городе в случае непредвиденных ситуаций. Выложил пост в соцсетях. Откликнулись мужчины и женщины.
Ежедневно мне поступают десятки звонков от желающих присоединиться. Многие с военным опытом, всем людям от 20 до 50 лет.
– В вашем регионе вроде спокойно.
– Пока спокойно. Ракеты к нам не долетают, но мы все равно волнуемся, потому что в 25 километрах от нас находится палестинская деревня. Хотя между нами имеется забор безопасности, проникновения возможны. Тем более, раньше случалось, что израильские арабы нападали на израильтян.
Несмотря на внешнее спокойствие в нашем городе, местные взволнованы. Народ боится выходить на улицу. Выбежали быстро прогуляться с собаками - и домой.
– Оружие дружинникам выдадут?
– Выдадут. С нами проведут однодневные курсы, куда будет входить стрельба в тире. Стрелять у нас умеют многие, практически все служили в армии. Ежегодно у нас проходят военные сборы, так что мужчины всегда в боевой готовности.
Те, кто получит оружие, будут производить зачистки заброшенных строений, где могут находиться нелегальные рабочие или палестинцы, которые проникли на территорию Израиля. В конце смены оружие будет сдаваться.
– Вы сказали, что в Израиле проводятся ежегодные сборы. Никто от них не уклоняется?
– На сборы призываются мужчины до 50 лет плюс-минус, зависит от подразделения, где служил человек. Сборы длятся от двух недель до месяца, зависит от обстановки в стране. Сейчас обучение займет месяц.
Все обычно идут на сборы с удовольствием. Там народ встречается с теми, с кем начинал служить в 18 лет. Это весёлое мероприятие, своего рода отдых от повседневной рутины. Никакой дедовщины нет. Более того, в это время человеку выплачивают зарплату, которую он получал на своей работе. Если имеешь 10 тысяч шекелей (300 тысяч рублей) в своей компании, тебе выплатят эту сумму, пока ты на сборах. Безработным полагается прожиточный минимум.
– Платит государство или работодатель?
– Государство с работодателем как-то решает это вопрос.
– Почему вы сейчас не на фронте?
– К 40 годам меня освободили от службы, сказали: хватит с тебя, ты больше не нужен. Если в дальнейшем обстановка станет более напряжённой, меня могут призвать. Но официально я освобожден.
– После 40 лет мужчины не подлежат мобилизации?
– В данной ситуации могут и до 50 призвать, зависит от воинской должности.
– Как в Израиле проходит мобилизация?
– У каждой роты есть свой командир, который отвечает за призыв. Если что-то случается, начинается обзвон резервистов или им отправляют СМС. Все сразу приходят на призывной пункт.
– Никаких бумажных повесток нет, а уклонистов не отлавливают по домам?
– Никого не ловят, по домам с повестками не ходят.
– Откосить от призыва можно?
– Среди моих знакомых нет таких, кто откосил. Люди даже если не согласны с правительством, то за свою страну пойдут в любом случае. У нас маленькое государство, кругом враги, другого выхода нет. Тут менталитет такой.
– Я читала, что все-таки находятся такие, кто пытается уклониться. Например, уезжают в другую страну. За подобное грозит наказание?
– Если человек уехал, то по возвращении ему могут задать вопрос: почему ты не пошёл, ведь был призыв? Возможно, ему придётся заплатить какой-то денежный штраф. Но в тюрьму его, конечно, не посадят, не было ещё таких прецедентов.
Если во время призыва человек уже находился за границей и получил повестку, он может спокойно отдыхать. Потом вернётся, покажет билеты, ему скажут: все ок, нормально. Ни о каком уголовном преследовании речи идти не может. В Израиле к таким вещам более лояльно относятся.
– Нынешние резервисты перед призывом проходили медкомиссию?
– Ежегодно проходят. Если у кого-то выявят проблемы, человека освободят от службы. Но в Израиле люди с заболеваниями тоже рвутся на фронт хотя бы в качестве водителя.
– Волонтеры покупают солдатам бронежилеты, каски. Жёны и мамы военнослужащих жаловались в соцсетях, что им приходилось самим покупать обмундирование на 2000 шекелей (60 тысяч рублей). В израильской армии есть проблемы?
– Никто не был готов к такой войне. Поэтому пока ещё существует проблемы с обмундированием, но они решается, всё выдается. Кто хочет иметь получше каску и бронежилет, покупает себе сам.
– Правда, что в магазинах уже не купишь бронежилеты, закончились?
– Я тоже слышал об этом. Но сейчас всем всё выдадут. Пусть и старое.
– Резервисты рассказывали журналистам, что кому-то выдали каски и броники, которые остались с 80-х годов.
– Есть такое. Но потихонечку всё обновляется. Страна ведь постоянно в военном положении.
– Срочники принимают участие в военных действиях?
– Конечно, много подразделений, куда отправляют срочников.
– Наши репатрианты волнуются, что их тоже могут призвать.
– Пусть не волнуются. Если человек не служил, его не призовут. Тут большой запас своих людей.
– А если ситуация усугубится и объявят всеобщую мобилизацию?
– Газа – не такая большая территория. Того количество израильтян, которое призвали, вполне достаточно.
– Женщины сейчас попали под призыв?
– Призвали только девушек, у которых офицерское звание, да и то, если они не замужем. Это очень маленькое количество. Если девушка вышла замуж, но не родила, её по закону не возьмут, если сама не захочет. Силой никого тащить не станут. В армии хватает молодых девчонок, нет надобности призывать еще кого-то.
– Многодетные отцы могут получить отсрочку?
– Могут, но никто не хочет сидеть дома, все идут.
Читайте материал «Армия Израиля сделала заявление об обезглавленных младенцах»