Сейчас по закону «О государственной геномной регистрации» образцы ДНК в обязательном порядке берут у осужденных и отбывающих наказание в виде лишения свободы за совершение преступлений, у неустановленных лиц, биологический материал которых изъят в ходе производства следственных действий, у подозреваемых в совершении преступлений, а с 2025 года будут брать ещё и у отбывающих административный арест. Кроме того, в обязательном порядке биологический материал берется у неопознанных трупов.
Подготовленный МВД законопроект (есть в распоряжении «МК») предлагает дополнить этот перечень близкими родственниками пропавших без вести: к таковым отнесены родители, дети, полнородные братья и (или) сестры. Геномная информация этой категории граждан будет уничтожаться сразу же, как только пропавший без вести найдется, или когда неопознанный труп опознают - в противном случае срок хранения определен в 70 лет.
В правительстве полагают, что нововведения помогут «повысить эффективность» розыска без вести пропавших. В пояснительной записке к инициативе говорится, что несмотря на все принимаемые меры, количество пропавших без вести и неопознанных трупов в стране растет. По состоянию на 1 января 2023 года исчезли без следа почти 28 тысяч человек, из них 960 несовершеннолетних, а за 2022 год удалось установить судьбу лишь 7,5 тысячи пропавших граждан, то есть около 26% от общего числа. «Розыск лиц, пропавших без вести, непосредственно связан с идентификацией неопознанных трупов», но на 1 января 2023 года из общего числа дел по неопознанным трупам в 12 тысяч удалось идентифицировать только 1855 лиц, говорится в документе.
Если же говорить о федеральной базе геномной информации, то там хранятся данные по 34 тысячам неопознанных трупов, «из которых ежегодно порядка 600 переходит в разряд опознанных».
Дела о пропаже без вести ведет полиция. Открываются они после заявления или сообщения родного или близкого об исчезновении человека.