Как удалось узнать «МК», в апреле 2023 года москвичка Анна (имя изменено) занималась виртуальным шоппингом на популярном маркетплейсе. При оформлении покупки одного товара в заказ случайно попало все содержимое виртуальной корзины. Клиентка получила уведомление, что она оформила покупку 196 товаров на 113 тысяч рублей! Практически сразу женщина обратилась в службу поддержки с просьбой отменить заказ, оформленный по ошибке. Однако агрегатор отказался зафиксировать отмену и запустил процесс комплектации и доставки.
Когда товары поступили в пункт выдачи, клиентка не стала их забирать - это разрешается правилами. Однако, в итоге маркетплейс снял с нее деньги за возврат покупок поставщикам. С банковской карточки Анны списали 11500 рублей, а в ее личном кабинете сформировался долг в 8500 рублей.
В начале мая женщина отправила торговой площадке претензию с требованием вернуть незаконно списанные деньги. Но ответа на нее не получила. Тогда возмущенная покупательница обратилась в суд. Она потребовала, чтобы агрегатор отдал обратно средства, а так же выплатил штраф и компенсацию морального вреда.
Дело рассматривала мировая судья 188 участка по району Тропарево-Никулино. Служительница Фемиды пришла к выводу, что Закон о защите прав потребителей однозначно трактует ситуацию в пользу истицы. Покупательница проинформировала маркетплейс об отмене заказа. Представитель площадки, в свою очередь, не предоставил информации, почему зафиксировать эту отмену невозможно. Скорость обращения клиентки в данном случае не имела значения: по закону она может отказаться от покупки в любой момент до получения товара. Правда, также, по закону, покупатель должен возместить продавцу расходы, понесенные в процессе исполнения договора. В частности, к этому относится доставка.
Однако, истица предоставила доказательства, что сообщила площадке об отмене заказа через 8 минут после оформления - до того, как все 196 товаров были переданы в доставку. А ответчик не смог доказать, что на момент получения этой информации он понес какие-либо расходы, связанные с передачей товара. Поэтому суд пришел к выводу, что требования истицы законны и принял решение удовлетворить их.
Судья вынесла решение, что маркетплейс должен вернуть клиентке списанные деньги в размере 11 500 рублей, аннулировать долг в личном кабинете и выплатить Анне компенсацию морального вреда - 5 000 рублей. Кроме того, ответчика обязали выплатить штраф за то, что он не сделал возврат средств в добровольном порядке - 8 250 рублей.