Вот я и разместил рядом ответы архиепископа и академика РАН. О причине обращения именно к владыке Алексию чуть позже.
Если честно, я и сам ожидал ответа… не то чтобы ограниченного, но как-то функционально связанного с текущими заботами, тревогами архиерея, церкви (как я их представлял). Думал: архиепископ «обрушится» на какую-то наиболее наглую секту, на сайентологов, телепроповедников, модных шарлатанов. Мало ли сект, растущих «сетевым маркетингом». В общем, ударит по «ближайшим неприятелям».
Но… Владыка затронул тему, совершенно не касавшуюся «конкуренции религий»:
«Самой опасной, по-моему, является «Теория золотого миллиарда», модель жизни выделенной части людей нескольких высокоразвитых стран, объединенной, как идеей, высоким уровнем потребления. Вся современная цивилизация построена на колоссальных успехах естественных наук и техники. Но, очевидно, даже просто на поддержание существующего уровня потребления «золотого миллиарда» в ближайшем будущем не хватит ресурсов, а экологическая катастрофа станет неминуемой. Предложить американцам, европейцам, нашим новым русским, нарождающемуся «среднему классу» подтянуть пояса, умерить запросы не может ни одна власть. Представьте, что начнется! До недавнего времени человеку в экологическом смысле казалось: он до сих пор пребывает в раю. Для производства использовались силы природы, а для воспроизводства не делалось ничего. Но сегодня нам дано оценить все последствия своего изгнания из рая и понять масштаб проклятия: «проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей» (Быт., 3:17). Сегодня обнаружилась вся ложность дерзания вернуть себе рай на земле вопреки Божественному промыслу».
Уже дивно перечеркнув мои ожидания, архиепископ Алексий продолжал:
«Обычно говорят: «Раз наука ко всему этому привела — пусть она и выводит! У нас нет выбора, придется воздействовать на окружающую среду». И когда приблизился срок платить по всем счетам, оказалось: современный цивилизованный человек не способен ни к аскезе потребительского самоограничения, ни к аскезе подлинного творчества.
При сохранении аскетической религиозной составляющей можно надеяться на внутреннюю самодисциплину. Тогда и наука может развиваться в правильном направлении. Если ж христианская аскеза иссякнет, возобладает тип личности, не терпящий никаких ограничений в стремлении потреблять, не желающий отвечать перед будущим. Научные исследования, эксперименты для спасения существующего типа потребительской цивилизации способны привести к уничтожению жизни на земле. Единственной альтернативой подобному развитию может стать аскетическая христианская цивилизация…»
Но как глубоко видел владыка Алексий религиозные корни проблемы, возможного решения! Примерно по тому же поводу писал кумир интеллектуалов последних десятилетий Жан Бодрияр: «Обществом потребления является такое, где не только есть предметы и товары, которые можно купить, где само Потребление — потреблено в форме мифа». Но там, где знаменитый философ растерянно или завороженно констатирует наступление Эры Потребления, наш теолог указывает и путь выхода, находит возможный источник сил для прохождения этого пути.
Теперь о персоне моего собеседника. Архиепископ Орехово-Зуевский Алексий (Фролов) в то время собрал солидный букет должностей. Председатель Синодальной комиссии по делам монастырей, комиссии по художественному убранству восстанавливаемого храма Христа Спасителя, Синодальной богослужебной комиссии, викарий Московской епархии. И кроме всего: наместник Новоспасского монастыря, известного многими успешными проектами вроде журнала «Наследник». В целом Новоспасский ныне настоящий «мотор» молодежной политики, но я познакомился с владыкой Алексием благодаря тому, что вел курс истории Отечества в Российском университете транспорта (МИИТ), крупнейшем ныне техническом вузе страны. А в 1940-е годы студентом МИИТа был знаменитый в будущем церковный и государственный деятель митрополит Питирим (Нечаев). Депутат Верховного Совета СССР, основатель Фонда культуры и много чего еще. Уже в наше время он в своей альма-матер создал и возглавил, не удивляйтесь, кафедру теологии. Первую вообще в технических вузах. Но, повторю, отношения науки с церковью гораздо сложнее хрущевской скороговорки: «Наука сделала ракету, Гагарин летал, видел: Бога нет!» Перечислять ученых, чтущих Церковь, долго. Не так давно в миитовский домовой храм приходил академик Велихов, вспоминал, как тут венчались его родители. После кончины митрополита Питирима (2004) кафедру возглавил его ученик архиепископ Алексий. Скончался в 2013 году, оставив богатое интеллектуальное наследие, о чем я и пытался поведать здесь.
Да, еще ж сей «золотой миллиард»! Оказался не только опасной, но и упрятанной теорией. Хранящая обрывки объективности Википедия тут бросается наперерез: «Это центральное понятие конспирологической теории, согласно которой некие тайные силы («западная элита») добиваются перераспределения львиной доли благ в пользу небольшой богатой доли населения Земли («золотого миллиарда»)».
Сотни статей высмеивают конспирологию: «тайна золотого миллиарда быстро стала бы общеизвестна». Только про «тайну» твердят маньяки известного сорта, а экономический порядок, грабеж стран Юга такой же «тайный», как ежедневный восход солнца. И термин «неоколониализм» в мировом научном обороте с 1950-х годов.
По случаю недавней международной конференции узнал один из миллиарда примеров. Мексиканцы рубят агаву, делают текилу, доход, роялти течет хозяину бренда «Ольмека» (Дирфилд, штат Иллинойс). Это на 2000-е, сейчас брендом владеет французский «Перно Рикар». С брендами нашей водки в 1990-е проделали схожее. Северный Сахалин по СРП (Соглашение о разделе продукции) вывели из российской юрисдикции. Понятно же их отношение к тем, кто не только вернул свое, но еще собрал недавно в Питере возмущенных африканцев: оказывается, с кофе та же история — крупнейший «производитель» (бенефициар) — Германия. И про тупик перепотребления богатых стран француз Бодрияр писал не под диктовку Лаврова.