– Чем, на ваш взгляд, обусловлено высокое место университета в рейтинге?
– Предпринимательство – популярное направление в российском высшем образовании. Наше отличие в том, что выпускников можно с уверенностью назвать профессиональными предпринимателями, обладающими соответствующими профессиональными компетенциями.
Обучение в университете основано на сочетании фундаментального знания и практической ориентации программ. 70% дисциплин ориентированы на профессиональную реализацию.
Обучение построено так, чтобы студенты учились решать задачи и проблемы, которые встают перед каждым бизнесом. Они должны уметь создать свое дело, вести его, управляя в ежедневном режиме производственными, коммерческими и управленческими процессами, развивать, успешно конкурируя с другими, и, при необходимости, прекратить предпринимательскую деятельность, закрыв бизнес.
Например, студенты осваивают генерирование бизнес-идей и проведение стартапов собственных бизнес-проектов в течение трех семестров. Они готовят дорожную карту создания своего дела и проходят весь путь, ориентируясь на созданную бизнес-модель. Есть отдельный курс по конкуренции. Наши усилия по развитию подходов к обучению были отмечены. В 2008 году университет стал лауреатом премии Правительства РФ за серию учебников по конкуренции и обеспечению конкурентоспособности российской экономики.
Все преподаватели предпринимательских дисциплин являются практиками, обладая опытом предпринимательства или работы в смежных сферах – бизнес-консалтинге, налоговых или финансовых органах. Наряду с традиционными теоретическими курсами, мы активно практикуем такие виды практических занятий, как тренинги, хакатоны, ситуационные практикумы, практикумы по решению предпринимательских задач, кейс-чемпионаты, инвестиционные сессии. Образовательная программа служит главной цели – обеспечить высокий профессионализм выпускников в сферах создания, ведения и развития собственного бизнеса. И это должно произойти в период их обучения и завершиться выпускной работой, основу которой составляет стартап собственного бизнес-проекта.
В период обучения студенты учатся быть квалифицированными и конкурентоспособными владельцами собственного бизнеса. Когда в русском языке еще не использовали термин «стартап», студенты университета открывали свои компании и использовали приобретенные знания и навыки для написания дипломной работы. Поэтому, когда в 2017 году Председатель Правительства РФ дал поручение Минобразования проработать программу «Стартап как диплом» для вовлечения талантливых студентов в реальное предпринимательство, оказалось, что мы, по сути, заранее предвидели складывающийся тренд.
– Известно, что программа «Синергии» – один из эффективных кейсов реализации программы «Стартап как диплом». Расскажите, пожалуйста, подробнее, как студентов готовят к созданию собственного бизнеса.
– Студенты бакалавриата уже на втором курсе учатся формировать бизнес-идею. Она должна быть актуальной, конкурентоспособной и реализуемой ее автором. Потому что уже в следующем семестре студенты за редким исключением превращают эту идею в реальный бизнес. Ребят обучают не только создавать новые компании с нуля, но и правильно платить налоги, вести учет, проводить комплексный анализ своей работы, успешно конкурировать, заниматься маркетингом и раскруткой бренда. Мы работаем также над формированием траекторий управления выпускниками своими предпринимательскими ресурсами, основу которых составляют профессионально-значимые личностные качества и способности.
Значительная роль в учебной программе отводится учебной, технологической и производственной предпринимательской практикам студентов. В то время, как многие вузы не знают, как использовать практику во благо, мы трактуем ее как едва ли не самый важный элемент обучения. Студенты практикуются на тех рабочих местах, которые сами создают в качестве предпринимателей-стартаперов. Этот процесс в «Синергии» координирует Студия предпринимательства. В конце семестра студенты пишут курсовую работу о том, как прошла практика, что они поняли в процессе ее прохождения. В 4-м семестре практика увязана с содержанием курса «Трекинг стартапов», а в 6-м – с курсом по развитию бизнеса в постстартаперский период. Такой подход позволяет университету ежегодно выпускать от 60 до 100 стартаперов в год.
– Это много?
– Немало. В прошлом году мы выпустили 69 жизнеспособных стартапов, которые действуют и сегодня.
– В чем заключается жизнеспособность стартапа?
– Правильнее сказать, его конкурентная устойчивость. Стартап – это бизнес-проект, который реализуется впервые. Создается продукт или услуга, которую нужно довести до клиента и «зацепить» его. Продукт этот должен обладать конкурентными преимуществами. Стартап устойчив в конкурентной среде, если имеет относительно стабильную клиентуру, позволяющую ему нормально воспроизводиться. Создание собственного бизнеса – сложная задача, поэтому мы не наказываем студентов за неудачные стартапы, если они в дипломной работе честно проанализируют, что пошло не так. В таком случае видим, что человек профессионально компетентен и готов к работе на рынке, и в следующий раз у него все получится.
– Год назад Минобрнауки представило новую модель образовательных программ, позволяющую студентам получать дипломы с двумя квалификациями. На факультете бизнеса «Синергии» такая модель реализуется?
– Это было действительно мудрое решение. Оно позволяет вузам готовить студентов с широким набором компетенций, чтобы им было проще найти хорошую работу. В этом учебном году мы запускаем первую в стране программу, ориентированную на получение двух профессиональных квалификаций: по направлениям «Прикладная информатика и «Менеджмент» (профиль «Предпринимательство»)» для студентов факультета бизнеса. Программа позволяет разнообразить образовательный результат. А информационные технологии – самая популярная отрасль индустрии, и государство ждет здесь серьезных прорывов.
Выпускники программы двойной квалификации смогут стать компетентными профессиональными предпринимателями и одновременно разработчиками информационных систем для автоматизации бизнес-процессов, а также бизнес-аналитиками. Это позволит готовить предпринимателей цифрового будущего, которые будут уверенно себя чувствовать в любой сфере деятельности в современной цифровой среде.
– В конце 2020 года Минобрнауки присвоило Университету «Синергия» статус «федеральной инновационной площадки» по разработке и реализации перспективных подходов в сфере обучения предпринимательству. Какую работу ведет ваш вуз в рамках ФИП?
– Мы являемся базовым вузом для отработки модели непрерывного предпринимательского образования. Наши партнеры-резиденты площадки – Томский политехнический университет, Северо-Восточный федеральный университет, Московский государственный педагогический университет, Новосибирский университет экономики и управления и Тюменский госуниверситет. Вместе мы создаем новые инновационные образовательные программы по предпринимательству, готовим научные работы, тестируем новые технологии в обучении.
– Что удалось сделать за прошедший учебный год?
– Впервые разработана компетентностная модель обучения предпринимательству в бакалавриате и магистратуре. Создана программа профессиональной переподготовки преподавателей, которые будут обучать предпринимательству. Составлена программа межвузовского взаимодействия для обучения студентов в едином образовательном контуре. Актуализированы учебники по базовым предпринимательским дисциплинам.
– Каким вы видите российского предпринимателя в ближайшем будущем?
– Перспективы неплохие. Просматривается тренд на повышение профессионализма предпринимателей и уровня их профессиональной компетентности. Российские предприниматели должны обладать конкурентоспособностью по мировым меркам. Альтернатив этому пути не существует. Стране нужны эффективные и профессиональные предприниматели. Только так можно справиться с масштабными задачами, которые стоят перед страной в ближайшие десятилетия.
фото: Пресс-служба университета "Синергия"