— Мы прожили с Николаем Николаевичем и Александрой Николаевной вместе 50 лет — полвека творчества и дружбы настоящей, человеческой, — рассказывает он, —. Конечно, это большая потеря в целом не только для мира искусства, но и для простых людей, которые видели в их творчестве какой-то позитив, надежду. На их песнях выросли два поколения людей, соединилось старое и новое поколение. Александра Николаевна и Николай Николаевич практически озвучили две эпохи. И изречения Коли были как постулат своего рода: «Надежда — мой компас земной». Это всегда были метафоры, которыми жил наш народ и пел, и стремился к чему-то светлому.
— Каким был Николай Николаевич?
— От них обоих исходил позитив, мажор, И в человеческим плане прожить почти 70 лет вместе — это же вообще что -то! Это пример настоящих нравственных идеалов! В их песнях осталось единственное, что было у нас по-настоящему великого из того времени: ничего же не осталось больше.
— Как вы считаете, что означает для российского искусства уход Николая Добронравова?
— Это потеря фундамента, на котором человек стоит, и опоры жизненной. Когда ты теряешь разноверие, когда разрушается баланс хорошего, настоящего, доброго, позитивного и наоборот. В этом и есть смысл великих художников.
Столько песен было ими написано, все страницы жизни страны отражены. Это было искреннее творчество, неподдельное и герои настоящие.
Страница войны — про это лучше, чем Коля, никто не сказал: «поклонимся великим тем годам». А про спорт? «Команда молодости нашей», «Трус не играет в хоккей», «Мишка Олимпийский…» А великие стройки? Красноярская ГЭС, БАМ, Усть-Илимск… То есть все великое, что создавалось, было озвучено этими людьми. И именно по песням люди будут помнить те события — именно по песням! Народу сегодня не до тех свершений, кто там помнит, что было 50 лет назад? А в песнях это живет — последнее, что осталось: пример настоящей творческой жизни, неподкупных глаз, как он писал. Я пел эту песню: «Серые шинели. Русские таланты. Синее сиянье неподкупных глаз...» Так вот, они жили с неподкупными глазами! У них светились глаза! Не деньги были в глазах, а именно отражение сегодняшнего бытия и нормальных людей, которые стремились к лучшему: любить свое Отечество, быть настоящими патриотами своего Отечества. Неподдельными такими патриотами!
— В вашем репертуаре много сегодня песен Пахмутовой и Добронравова?
— Я подхватил несколько песен: «Трус не играет в хоккей», «Команда молодости нашей», первые исполнители были другие, но нельзя, чтобы эти песни уходили из жизни, стараюсь их петь. И ту же «Надежду», и многие-многие другие.
— Вы же еще с Николаем Добронравовым были и болельщиками одной команды?
— Да! Мы с ним болельщики «Динамо», перезванивались, обсуждали, как сыграла команда, ездили на Олимпиады, чемпионата мира. У нас была семейная жизнь: Коля, Алечка, Йося Кобзон, Женя Леонов — все дружили.
Читайте также: Добронравов ничего не спросил у Путина: «Напоили президента чаем»