Последние новости антироссийской направленности еще больше раскололи латвийское общество. Обстановка нагнетается. Между тем, пока антироссийски настроенные граждане злорадствуют, Прибалтику с её невысоким уровнем жизни ждёт очень суровая зима.
«Люди тут, независимо от того, русские они или латыши, стали в целом более раздражённые из-за политической обстановки, — рассказала «МК» жительница Риги с красивым именем Лига, — Те, кто приехал сюда из России, нервничают из-за сложностей с продлением ВНЖ и общей политики, а коренные латыши психуют из-за русских, которых здесь не любят. Они прямо помешаны на том, чтобы все русские отсюда убрались. И нет разницы, гражданин Латвии ты или нет. Если ты русский, но гражданин Латвии — ты все равно не человек и должен уехать отсюда. Есть, конечно, адекватные латыши, которые всё понимают и защищают русских, но государство само диктует такую повестку, говорит, каким путём идти, а бороться с этой системой тяжело. К тому же в Латвии народ довольно флегматичный, а правительство пожинает с этого плоды.
— Как сейчас обстоят дела с работой в Латвии?
— Тут мало достойной и хорошо оплачиваемой работы. В стране огромный экономический спад, многие компании и предприятия закрываются. Возьмут ли русского на работу, зависит от того, как к нему настроен владелец бизнеса. До начала СВО у русскоязычных имелось больше преимуществ, потому что у них были хорошее знание языков, они владели русским, латышским, английским, поэтому им давали приоритет в сфере обслуживания. Но сейчас на законодательном уровне запретили ставить среди требований обязательное знание языка, тем самым дав понять, что русский язык тут никому не нужен. У нас была ситуация, когда латыша не приняли на работу из-за незнания русского языка, он пожаловался, и фирму начали проверять и штрафовать
— Как вообще чувствует себя местный бизнес?
— Только в этом году закрылись пять ресторанов, которые были открыты в 90-х. Они прошли огонь, воду и медные трубы, но этот летний сезон не пережили. Нет туристов, большое налогообложение.
— А у простых латышей как обстоят дела с финансами?
— Цены, налоги, сборы — всё зашкаливает, инфляция сумасшедшая. Мы в тройке лидеров по инфляции. Растут цены на топливо и продукты, а плата за коммунальные услуги просто безумная. Сейчас у нас вот НДС хотят поднять с 21% до 24%, а НДС у нас включён везде. У нас на грани банкротства самые крупные медицинские учреждения, больницы. С сегодняшнего дня одна из главных медицинских лабораторий начинает принимать только на платной основе. Сфера медицины у нас тоже в хорошем таком упадке.
— Как ведут себя в стране беженцы из Украины?
— Изначально вели себя очень вызывающе, сейчас немного подсели «на пятую точку». Они в шоке от тех расходов, которые несут тут. Многие пособия и льготы кончились, и приходится работать за копеечную зарплату. Борзость, дерзость, наглость остались, просто стали чуть менее навязчивые. Конфликты на национальной почве происходят постоянно, но их не освещают в СМИ.
— На фоне столь сложной экономической обстановки в стране наблюдается ли рост числа бездомных?
— Он наблюдается уже очень давно и это не проблема одного года. Если долг за ЖКХ превышает тысячу евро, а это примерно три месяца коммунальных неплатежей, судебный пристав через суд взыскивает квартиру и отправляет её на аукцион. И ты видишь, как растёт цифра таких квартир на сайте судебных решений, понимаешь, что очень многие не способны платить эту коммуналку. У нас люди откладывают деньги на то, чтобы оплатить коммунальные платежи с каждого заработка.
Поэтому число бездомных всегда было зашкаливающим, а сейчас еще и катастрофически растет. Раньше они все кучковались в центре, сейчас там у нас глобальная стройка, бездомные немножко рассосались по спальным районам. Я думаю, что предстоящая осень и зима будут самые сложные для людей, с зарплатой в тысячу евро и коммуналкой в 350 евро и плюс плата за электричество - не пожируешь. А уж как переживут зиму бездомные и переживут ли — большой вопрос. К тому же у многих в Латвии жильё находится не в собственности — в аренде или в ипотеке, и от этой ситуации становится совсем грустно.
— Государство как-то пытается решать проблему нищих, бездомных?
—Большой поддержки от государства нет, иначе этих людей не было бы не улице, для них организовывали бы приюты. Социальная сфера в Латвии почти на нуле, у нас даже не всегда поддерживают пенсионеров, у которых доход ниже установленного минимума.
— Бездомные проявляют какую-то агрессию, совершают преступления?
— От бездомных особой агрессии нет, агрессия больше исходит от подростков и молодежи, и всё это звенья одной цепи. Родители заняты добычей денег, а дети предоставлены сами себе. Есть и неблагополучные семьи и их число по разным причинам тоже увеличивается. Полиция отчитывается, а по факту не раскрывает преступления. Органы правопорядка у нас заняты другими вещами: они ищут, кто поставил на аватарки в фейсбуке георгиевскую ленточку или флаг России.
— Насколько сильно притесняют сегодня русскоязычное население в Латвии?
— Большая часть русского населения запугана, оно в шоке и не знает, что делать. Ведь людям сложно кардинально взять, например, и поменять место жительства, уехать в Россию. Может быть, если бы процесс принятия в Россию местных переселенцев был проще, людей, уехавших отсюда, было бы больше. Я вам скажу так: если бы не «круги ада», связанные с переселением, большинство русскоязычного населения вернулось бы в РФ.