Любопытно, что способы ополовинить ранец, не ваяя жалобы в профильные учреждения, не добывая чаду медицинский отвод и даже не ругаясь с учительницей, придумали главным образом родители из Средней Азии, чьи дети пошли в российские школы.
- У нас говорят «Ум ослика на то и невелик, чтобы к поклаже тяжкой он привык», - начинает с народной поговорки Саид, папа московского первоклассника родом из Средней Азии. - Я смотрю, сынишка еле поднимает ранец с тем, что нужно каждый день в первом классе. Что же будет тогда к 11-му? Поговорил с учительницей, а она мне, мол, девочки носят и не жалуются, а у вас вроде в сказках богатыри, а мальчика растите неженкой. Ну освобожу я его одного из класса от части учебников, физически ему станет легче. Но морально тяжелее: другие же смеяться над ним станут! А вам как станет — лучше или хуже?
По словам этого отца, после таких слов первой учительницы сына, школьного педагога с 30-летним стажем, он крепко задумался.
- Аргументы-то есть, но только для того, чтобы формально права качать, - поясняет Саид ход своих мыслей. - Можно даже не жаловаться никуда, просто открыть учительнице сайт Роспотребнадзора и СанПины (Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. — Авт.), где указан максимально допустимый вес школьного рюкзака для каждого возраста. Но учительницу, конечно, это разозлит. Вы поставьте себя на ее место. Чтобы нормально учить наших детей по программе, ей надо, чтобы дети имели в классе определенный набор принадлежностей. И не сама же она будет это все за них носить! Просто ругаться глупо, надо предложить свой вариант. И от него учительница не откажется, так как и сама отлично знает, что ранцы у детей намного тяжелее цифр в законе.
Саид собрал отцов-земляков своего класса и повел делегацию из восточных пап прямиком к учительнице, где они предложили ей за выходные соорудить в классе шкафчики, где дети смогут оставлять учебники и прочие предметы, которые всегда нужны только в классе или не нужны дома именно в этот день. А во избежание опасения за имущество, которое как раз собралась озвучить учительница, шкафчики будут с ключами, а ключи будут храниться в столе учительницы, чтобы первоклашки их не потеряли.
- Наша сразу согласилась! - гордится Саид. - А еще и из других классов прибежали завидовать. Это же, действительно, удобно, а еще не ставит кого-то из детей на особое положение. Для своего класса мы сделаем шкафчики бесплатно, здоровье ребенка дороже. Но и за деньги это не настолько дорого, чтобы родители, заинтересованные в облегчении школьного быта своих детей, не могли на это скинуться. Работа стоит 2-3 тыс., а если поделить на родителей класса в 30 человек, вообще смешно. Но некоторым проще ругаться.
Интересно, что сами учителя в неофициальном поле солидарны с таким подходом.
- У медиков одни требования, а у школьной программы другие, - говорит педагог начальных классов одной из московских школ, - а учителя не могут и учить, и сражаться с вышестоящими инстанциями или носить ранцы за своих учеников. Тем более у всех по-разному: одних учеников машина с водителем привозит и забирает, а другие на трех видах транспорта сами из другого района. Одни сами по-тихому ранцы ополовинили и, если что, «ой, а я дома забыл, не нарочно». А другие покорно носят, хотя им тяжело, здоровье подрывают, но не жалуются ни дома, ни в школе. Их жалко, но как тут поможешь? Надо или всех освобождать, или всех загружать, по-другому нельзя, это школа. Ну или ребенок станет аутсайдером и его будут дразнить, за что родители спасибо нам тоже не скажут.
Изучение вопроса подтверждает: из года в год, преимущественно в сентябре, родители школяров ходят по кругу, обсуждая в реале и виртуале «неподъемный» вес школьных портфелей, существенно перевешивающий разрешенные нормативы. Примерно к октябрю все успокаивается само собой, а воз — вернее, портфель с лишним весом — и ныне там: в руках у школяра, не желающего казаться «хилым».
- В вопросе школьной ноши дети, как и их родители, делятся на 3 категории, - резюмирует школьный психолог Светлана Резникова. - Одни ропщут (дети ноют, а родители возмущаются на собраниях и пишут жалобы в инстанции). Вторые действуют втихаря (дети просто не носят половину требуемого, «забыл и все», а их родители делают вид, что ничего не замечают, даже если в лоб указать им на это на родительском собрании), ну а третьи выходят из положения делом — причем не только взрослые, но и дети. На моей памяти в одном классе дети сами договорились с соседями по парте носить учебники «пополам». Но самым ярким решением была личная договоренность по личной же инициативе третьеклассников (!) со школьной уборщицей тетей Ниной, которая в обмен на чистоту в туалете согласилась хранить в своей подсобке под ключом мешки со «сменкой» тех, кому лень было таскать ее домой. Разумеется, раздевалка в школе есть, но сменную обувь оставлять в ней на ночь запрещено, и небезопасно, ведь днем она всегда открыта. Это не значит, что проблемы с количеством и весом школьных принадлежностей и рациональностью их ежедневного таскания на себе должны решать сами дети, но из этих находчивых третьеклашек точно вырастут оптимизаторы. Что касается родительской оптимизации, то в одном классе родительский комитет собрал деньги и закупил на всех второй комплект учебников, постоянно хранящийся в классе, теперь их дети бегают налегке. Другие купили на весь класс электронные книги и закачали туда сразу все учебные пособия на год. Способ современный и почти безупречный: простейший е-бук стоит 2-3 тыс. руб. и почти ничего не весит, а учебники туда помещаются все. Но есть одно но: те же нормативы, запрещающие школьникам таскать поклажу тяжелее разрешенной на свой возраст, запрещает «работу с электронными носителями» более определенного количества часов в день. А школьные уроки могут обернуться незаконным «овертаймом». У бедняжек, как в самолете: не перевес, так овертайм.