Жители села, где сняли фильм «Деревня проклятых», рассказали о своих бедах

«И так еле выживаем, теперь еще в историю попали»

На Урале разгорается скандал между киношниками и жителями крошечного села Муратовка Челябинской области. Селяне возмущены тем, что в их краях сняли фильм «Деревня проклятых».

Простые люди планируют собраться на сход и потребовать сменить название киноленты.

Мы выслушали мнения всех сторон конфликта и узнали, как живёт деревня, к которой прикрепилось название «проклятая».

«И так еле выживаем, теперь еще в историю попали»
Фото: Мария Мачинская

Началось всё с двухминутного сюжета, который показали по федеральному телеканалу. Речь шла о съёмках фильма «Деревня проклятых».

«Фильм ужасов без декораций снимают в Ашинском районе. Старинная деревянная церковь в селе Муратовка стала съёмочной площадкой», - анонсировали репортаж.

По словам автора сюжета, жанр фильма – хоррор: «Построенная в XIX веке церковь давно нагоняет своим видом ужас. Даже сама природа леденит кровь, холодок пробегает по спине и мурашки по телу».

- Нас никто не оповестил о съёмках, - рассказывает местная жительница. - Приехали вечером, утром уехали. А у меня знакомые напротив церкви живут. Вот они и заметили, что около храма свет горит, палатку там поставили. Подумали, наверное, туристы. Церковь-то старинная, сюда часто из других городов приезжают. А когда мы узнали, что там снимали фильм «Деревня проклятых», обалдели. Кино ведь про ужасы: по сюжету в церкви нашли человеческую руку, слизь какую-то. Это ненормально. По телевизору ещё нашего местного жителя показали, 90-летнего Афанасия Шалупова. В кадре он говорил: «Никого нет, никого не осталось, все разъехались». Как это не осталось? Мы-то ещё живем. 

    Первый поднял шумиху Николай Чванов. Мужчина родом из Муратовки. В селе у него живёт отец. «Кто разрешил съёмки с таким названием? Ничего святого не осталось, – возмущался Чванов. - Это село с историей, но как большинство деревень сейчас оно в упадке и разрухе. Мы не против съёмок, мы против названия». 

Старожилы Муратовки поддержали земляка.

- Почему они не сняли что-то красивое? – удивляется одна из местных жительниц. - У нас такая природа, клуб отремонтировали, площадку заасфальтировали, ребятишки играют, освещение там хорошее. Сама деревня когда-то была в почёте, она всех кормила, сельское хозяйство было, поля…

На этом моменте собеседница осекается: «Правда после перестройки ничего не осталось. Да и молодежь почти вся уехала. Много у нас разрухи. Дома брошенные, садик, магазин. Но леса и пруд сохранились. Сюда со всей округи на охоту и рыбалку съезжаются. Ну какие мы проклятые?».

Разрушенная церковь, которая привлекла режиссера, выглядит на самом деле ужасающе. Фотограф Мария Мачинская, чьи снимки оказались в паблике «Заброшенные места», поделилась впечатлениями: «Через несколько лет история о ней останется только на фотографиях»».

- Церковь деревянная, она давно разрушилась, - добавляет женщина. - В 1929 году была закрыта и разграблена, кресты и колокола сбросили. Одно время там зерно хранили. Позже, решили конный двор сделать. Загнали лошадей, они там с ума сходили, орали, ржали. В итоге, махнули рукой на храм. Восстанавливать бесполезно. Хотя стоит церковь столько лет и не падает. Только накренилась в одну сторону, поэтому люди боятся туда заходить, вдруг рухнет. Но тем не менее, это святое место, пусть доживает свой век.

«Школа сгорела, автобус отменили»

В соседних деревнях теперь подтрунивают над жителями Муратовки, называют из «проклятыми». «Вы были в том селе? Так узнайте, как живут люди. Название «проклятое» будто специально дня них придумали», - пишут челябинцы в соцсетях.

 Заведующая муратовского ДК Лениза Бочарникова рассказывает, как живется в селе. 

 - Связи нет,  сюда не дозвонишься. Провайдер отказался от нас, говорят нерентабельное село. Население меньше 100 человек. В основном, пенсионеры и несколько работающих семей. Интернета тоже нет. Каждый сам себе тарелки установил, - начала Лениза. - Детей в селе немного, человек 7-8. Школы была, но сгорела. Построили маленькую для начальных классов. Со временем детей становилось меньше, учителя старели. Одна ушла на пенсию, вторая заболела и умерла. Некому стало учить ребятишек. Теперь все дети ездят в соседнее село Ерал. Решили, что возить дешевле, чем содержать здесь школу.

    Детей из Муратовки возит школьный автобус. А вот общественный транспорт в село не ходит. 

- Это наша беда. Мы просили, чтобы к нас пустили хотя бы раз в неделю автобус, нам ответили: есть школьный автобус, им пользуйтесь. Но он ходит с сентября по май, летом его нет, - вздыхает собеседница. - Дороги тоже не ремонтируют. Рядом находится башкирская деревня Текеева, родина Салавата Юлаева. Нам туда удобно ездить в больницу, на рынок. Но зимой дорогу никто не чистит, попасть к ним не можем. У нас такие бураны, что ни на чем не проедешь. В этом году сомневаюсь, что сможем выбраться отсюда. Нас предупредили, чтобы дороги навряд ли станут чистить. А переезжать куда-то нет возможностей.

 В Муратовке нет не только связи, дорог и транспорта, но и магазинов. О том, что здесь была продуктовая лавка напоминает разрушенное кирпичное строение с вывеской «Магазин».

- Продуктами на дому торгует женщина. Что-то типа ларька организовала, - докладывает женщина. - Ассортимент там скудный. В основном, хлеб, консервы, что-то развесное, упакованное. Я сколько раз не заходила, продукции особо нет. Бывает, что ей некогда съездить в соседнее село за продуктами, тогда пустовато на прилавках. Ещё она корову  держит, молочку продает. Так-то в селе скотину мало кто может себе позволить:  тракторов нет, косить нечем, да и сил нет. 

  А вот ФАП, как ни странно, в наличии. Вот только с фельдшером беда. Из-за отсутствия общественного транспорта врач нечастый гость на селе. 

- Медкабинет находится в здании библиотеки. Фельдшер жалуется, что сени в аварийном состоянии. Боится, что крыша может обрушится и придавить больных. Сама она живёт в Ерале. Сюда приезжает на школьном автобусе. Летом ей на чем ездить. В это время она вынуждена брать отпуск или больничный. Так что почти всё лето мы без медика. Выручает соцработница, у который муж работает в Кропачево. Народ заказывает ему лекарства. 

   Газа в деревне, само собой, тоже нет. Зимой дома отапливают дровами. Вода из-под крана течет ржавая. «Видимо, не совсем питьевая, техническая. Но слава богу, хоть такая есть», -  считает Лениза.

  Из положительных моментов – в деревне есть клуб и библиотека. 

- Пытаемся развлекать население. Ведём кружки по рукоделию, праздники проводим, например, день села. Из постоянных жителей в клуб ходит максимум 8-9 человек, - добавляет собеседница. - У нас есть вокальный коллектив «Русская душа», в нём состоят пять человек: пенсионеры, библиотекарь и я. Мы поём, выступаем на фестивалях в нашем регионе, даже в Челябинск ездили. Крутимся, как можем. На зарплату не жалуюсь. Двадцатку получаю. Муж хорошо зарабатывает. Мои дети разъехались отсюда. А вот младшенький в президентском полку служит.

- В библиотеку народ ходит?

- Ходят, есть постоянные читатели. Мы вместе с библиотекарем работаем, она мне помогает, я ей. Устраиваем мероприятия, приглашаем людей. В библиотеку каким-то образом провели интернет. Телевизор, принтер купили. В ДК нам тоже купили аппаратуру для вокального коллектива: колонку и микрофоны. Вот вы и узнали историю нашего села. Ну какие мы проклятые? А ведь нас теперь так называют. Муж поехал на работу, а ему там говорят: а этот приехал, из деревни проклятых.

   На этой неделе местные думали собрать сход жителей, чтобы  составить официальное письмо с требованием сменить название фильма.

- Нас остановил глава района. Сказал, что его вызывают вроде в прокуратуру насчёт этого дела. Видимо, что-то выясняют. Возможно, чуть позже соберёмся. А то прозвище теперь прилипнет к нам. И так еле выживаем, теперь еще в историю попали. Этого нам только не хватало…

* * *

Продюсер кинокомпании, которая снимает фильм, Максим Габула считает, что жители напрасно раздули скандал: «Село Муратовка не имеет никакого отношения к фильму. Место съёмок выбрали по одной причине – на Урале оказалась только одна разрушенная деревянная церковь. Есть каменные, ещё какие-то, но деревянных нет. Никаких оккультных вещей и осквернения в церкви не было. Это просто место загадочного происшествия, которое исследуют экологи. Там нет пугалок, монстров. Просто создается гнетущая атмосфера, где человек борется с внутренними кошмарами. Само село и местных жителей мы не снимали. В картине фигурируют только лес и церковь. По сути, мы ведь эту церковь увековечили в фильме. Раньше до неё никому не было дело». 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29112 от 12 сентября 2023

Заголовок в газете: На деревню, проклятым

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру