- В нашей школе групповые выезды обязательны, - сетует Ирина, мама семиклассницы одной из московских школ. – На родительских собраниях просто ставят перед фактом: сдаем столько-то, едем туда-то. Во всяком случае, в прошлом году именно так и было. И в этот раз на собрании сообщили, что наших детей классная руководительница вместе с историчкой в сентябре повезут в Нижний Новгород на целых пять дней. А я не хочу, чтобы дочь ехала!
- Дорого, что ли?
- Недешево, но дело не в этом. Возможно, это мои личные страхи, но конкретно сейчас я не хочу, чтобы мой ребенок куда-то отправлялся отдельно от меня. Мне кажется, я имею на это право.
- Ну, так и скажите вашей классной руководительнице!
- Уже сказала. Но она ответила, что я сею панику, подаю дурной пример другим родителям и детям и порчу собственного ребенка. Если весь класс едет, значит, и моя должна ехать. И еще добавили, что это не просто прогулка, а поездка, связанная с тем, что наш класс будет проходить по истории в этом году.
Опрос показывает, что с Ириной солидарны многие родители, не желающие отпускать своих школяров на групповые каникулы длиной более одного дня.
- Вот кто-то один такое написал в чате, и сразу все давай друг за другом повторять! – кипятится завуч школы в Новой Москве, где родители тоже бунтуют против заявленной пятидневной экскурсии в Псков. – Некоторые даже намекают, что это, мол, учителя за счет класса хотят проветриться. Да, наши педагоги сопровождают детей, но не потому, что хотят «проветриться», а так как положен один взрослый сопровождающий на каждый десяток учеников, и едут не просто учителя, а предметники, с чьей программой на этот учебный год связана поездка. А поездки у нас все тематические – история России, география, биология и так далее.
Зато отечественные детские туроператоры уверяют, что все российские родители, а особенно из больших городов, при первой же возможности стараются отправить ребёнка в поездку со школой, потому что это познавательно, безопасно и недорого.
- И куда чаще всего хотят? – интересуюсь у одной из самых самоуверенных детских турфирм.
- Зависит от класса, ведь у нас разные программы. К примеру, старшие классы с первых чисел сентября подают заявки на профориентационные туры. Это посещение ведущих вузов Петербурга, Москвы и других крупных городов по запросу. Разумеется, по согласованию с этими вузами. Если школьники с периферии, то такая экскурсия занимает до 5 дней при размещении в комфортном отеле с трехразовым питанием. Для младшеклассников есть развивающие туры, для средней школы – военно-патриотические.
- Это как?
- Ну, к примеру, для начальной школы есть поездка по местам Ивана Сусанина, там же недалеко родина Бабы Яги. Они как раз по музыке оперу «Иван Сусанин» проходят, и сказки еще помнят. В село Константиново на родину «ситцевого» певца Руси Есенина, в Плес и так далее, все в пределах Золотого кольца. А военно-патриотические – по местам сражений с немецко-фашистскими захватчиками: Московская область, Орел, Курск, Волгоград. Обычно направление выбирают в зависимости от того, где находится сама школа.
Педагоги, чаще всего сопровождающие детские группы в поездках по родным городам и весям, - историки, географы, военруки с физруками и классные руководители. Все они настроены оптимистично.
- Главное, в чем я убедилась на опыте, нельзя перегружать детей в поездке, - сообщает 32-летняя преподаватель истории из Московской области. – В том году мы еще с двумя коллегами повезли 7-е классы в Казань. Программа была очень плотная, интересная, мы сами увлеклись. Но вот дети, вернувшись, первым делом наябедничали родителям, что над ними издевались, что вся поездка была ради удовольствия самих учителей, и они больше на школьные экскурсии ни ногой. А ларчик просто открывался: мы не оставили им свободного времени на общение. Они уставали после насыщенного дня, а вечером мы им вместо свободного времени показывали тематический фильм или устраивали обсуждение увиденного. Хотели, как лучше, но так, видимо, нельзя.
Что касается самих экскурсантов школьного возраста, то среди них большинство как раз полностью за выезды всем классом. Причина, правда, соответствует резвости возраста: все лучше, чем за партой торчать. Но есть и те, кто придерживается примерно такого мнения о групповых поездках от школы, какое высказала нам девятиклассница престижной столичной гимназии (имя она попросила не называть):
- В прошлом году содрали с родителей по 30 тысяч руб за три дня в Смоленске. Приехали на поезде, отель самый обычный, питаемся в столовке – за что такие деньжищи? Узнали случайно. Вечером одной нашей девочке срочно понадобилась наша классная руководительница, а она уже к себе в номер ушла (учителей с нами было четверо, жили они на другом этаже и не по двое в номере, как мы, а по одному). Ну вот, пошла та девочка на этаж к учителям, постучала к классной в дверь, та, наверное, думала, что это кто-то другой, и открыла. Там у нее люкс с джакузи, окна в пол. Ну, мы сразу поняли, на что пошли денежки наших родителей.
Что ж, правда тут у каждого своя, а мы поинтересовались у экспертов по внеклассному школьному воспитанию и у юристов, могут ли групповые поездки в среднем учебном заведении быть «добровольно-принудительными»?
- Организованные экскурсии в школе обязательны только в том случае, если они проходят в учебное время и бесплатны, - отвечает методист Татьяна Воронкова. – Если, к примеру, в вашей школе суббота - учебный день, но вместо уроков класс ведут в музей, то неявка будет приравниваться к прогулу. Либо справку от врача о болезни. От экскурсий и поездок во внеурочное время родители несовершеннолетних вправе отказаться. Исключение составляют только так называемые «сопутствующие программе» поездки, ведь сейчас школа обязана обеспечить не только знаниями, но и общим развитием, эрудицией. Но не всегда познавательные мероприятия возможны в учебное время и бесплатны – к примеру, поездка в Ясную Поляну, в Мелихово или в музей в другом городе. Такие поездки учителя настоятельно рекомендуют и детям, и родителям, но принудить к ним школьников все равно не могут. Что касается дальних и недешевых выездов, инициированных школой, это дело сугубо добровольное.