«Пришла из школы довольная»: как адаптируются переселенцы с Донбасса в России

Более старшим детям пока еще трудновато привыкнуть к новому окружению

Сегодня российские дети отправились в школы. Министр просвещения РФ Сергей Кравцов рассказал, что число учеников, которые сегодня сели за парты в российских школах, достигло 18 миллионов, причем 2 миллиона из них – это первоклассники. Среди этих 18 миллионов есть и те школьники, кто переехал в Россию из зоны военных действий – ЛНР, ДНР… «МК» пообщался с двумя такими семьями, в одной из них папа служит в зоне СВО, в другой – не так давно вернулся. Мы узнали, как проходит адаптация детей к новым учебным заведениям и новому окружению.

Более старшим детям пока еще трудновато  привыкнуть к новому окружению

Семья Натальи переехала из Донецкой области (их город в 40 км от Донецка) в РФ в феврале 2022 года, сразу после начала СВО. Муж Натальи на тот момент служил в зоне военных действий, его призвали, сама женщина была беременна вторым ребенком, а старшей их дочке было 7 лет. Первую неделю они жили в ПВР в Ростове, потом перебрались в Подмосковье. В области у них были родственники, но они сразу же стали снимать свое жилье. Пока муж служил, семья жила на его военную зарплату.

– Когда я родила второго ребенка, и ему было около трех месяцев, муж смог вернуться из зоны СВО домой, – рассказала «МК» Наталья. – Сейчас он работает на стройке, с заработком у нас все нормально, нам хватает. Я пока что сижу дома с маленьким. Дочку в школе приняли отлично, учительница оказалась нашей землячкой, родом из Донецкой области…

– Когда дочка перешла в подмосковную школу? 

– Первый год она оставалась в своей школе на дистанционном обучении. Потом наши в той школе вышли на очное обучение. И нам сказали: «Возвращайтесь, мы же не будем учить ее одну дистанционно!». Мы, получается, одни, кто из класса уехал. И в подмосковную школу мы устроились аж в феврале этого года, во второй класс.

Поначалу дочка волновалась, боялась идти в новую школу. Она у нас девочка стеснительная… Но буквально через дня два-три она нашла себе друзей в новом классе. Тут даже дети другие. У нас там более замкнутые, а здесь общительные.

– Легко было попасть в школу? 

– Да, я пошла к директору школы, которая у нас в шаговой доступности, объяснила ей нашу ситуацию, что наша школа в Донецкой области вышла на «очку», а мы бы хотели здесь обустраиваться, и она нас взяла без проблем. Нас приняли даже без документов! Документы потом привезла моя мама, когда тоже к нам переехала. 

– А как ей давалась учеба после донецкой школы?  

– Там она училась на «тройки», а здесь учительница ее вытянула, и мы окончили второй класс на «четверки» и «пятерки»! Нам вообще очень повезло с учительницей, она нам во всем помогает. Очень хорошая женщина! 

Дочка Натальи 1 сентября 2023 года

Сегодня девочка отправилась в свой третий класс. На сборы в школу родители потратили 20000 руб.: это новая форма, обувь, канцелярия… (Рюкзак с прошлого года). «Покупали то, что ей нравилось, а не то, что я хотела», – смеется мама. Мама говорит, что дочка сегодня, 1 сентября «летела в школу», где ее ждали подружки.

– Мы думали, что после лета ее будет очень сложно разбудить. Но она сама встала в половине седьмого утра! Собралась, разбудила нас с мужем и говорит: «Мама-папа, я готова!» – рассказала Наталья. – Вернулась из школы довольная как слон, сказала: «Я готова к бою за оценки!». И сразу побежала гулять с одноклассницами. Так что адаптация к новой школе у нее прошла прекрасно…

У второй семьи совсем другая история. История, как трудно адаптироваться к новому месту жительства тем, кто пережил ужасы бомбежек. Семья Марии – из Славянска, все были в ополчении. Мария призналась, что не может говорить на эту тему по телефону, иначе расплачется. Поэтому надиктовала свой рассказ. Старшему сыну сейчас 30 лет, а дочка Полина пошла в десятый класс.

– Мы с дочкой готовили пищу для бойцов. Часто были под обстрелами, но это ее не пугало, – рассказала женщина.

Муж женщины сейчас находится в зоне боевых действий. Сын тоже был на передовой, но потом демобилизовался, так как у него больные дети. Он живет со своей семьей в Нижнем Новгороде. Какое-то время у них жили и Мария с Полиной.

Полина год проучилась в нижегородской школе, но так и не смогла адаптироваться к новым условиям, а, главное, к «другим», отличным от ее земляков подросткам...  

– Ей было дико, что в Нижнем Новгороде, например, у ее одноклассников было другое отношение к родителям, – говорит Мария. – У нас дети отзваниваются всегда родителям, всегда с ними на связи.

Мы очень ценим каждую минуту, проведенную вместе, потому что постоянно под обстрелами. Дочка нашла всего пару девочек в нижегородской школе, с которыми она могла общаться. А вот мальчики готовы требовать деньги у родителей на то, им срочно захотелось купить, занимают друг у друга деньги.

За детьми у нас больше следят. Конечно, дочери очень помогли видеоуроки, – она нашла группу в Интернете, на которых студентки из пединститута подтягивали детей из Донецка. Дочка с этими студентками даже подружилась. По знаниям наши дети такие же, но по годам они старше года на 2-3… В этом самая большая трудность адаптации.  

Недавно Мария с дочкой переехали под Мариуполь, и 1 сентября Полина пошла в новую мариупольскую школу.

Мария рассказала о своей подруге, которая уже со взрослыми детьми переехала из зоны военных действий в Сочи. Ее детям тоже было очень сложно привыкнуть к новым условия и новому окружению. «Молодежи – тем, кто пережил хотя бы одну бомбежку, трудно общаться с теми, кто не пережил… Они друг друга не понимают. Маленьким проще, они легче все забывают!» – говорит Мария.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру