В Париже запретили прокат электросамокатов: что ждет Россию

Этот весьма прибыльный бизнес просто так страну не покинет

Первыми остановить «прогресс» решились французы. С 1 сентября решением городского референдума в Париже полностью закрывается прокат электросамокатов. Мы же пока только движемся в указанном направлении. Так, в Госдуму внесен законопроект, позволяющий российским регионам и муниципалитетам делать то же самое. Одновременно владельцам частных СИМ и даже велосипедов угрожают конфискацией за «хаотичную парковку» - возможно, так борются за выживание прокатчики. Выживет ли «малый транспорт» — выяснял «МК».  

Этот весьма прибыльный бизнес просто так страну не покинет

Французская столица прощается с эпохой: осталось всего несколько дней до того момента, как три кита парижского кикшеринга — Dott, Lime и Tier – полностью свернут свою деятельность в городе. Таков итог прошедшего минувшей весной городского референдума, в ходе которого 89% голосующих (правда, представлявшие лишь 7% жителей Парижа) решили, что поминутной аренде электросамокатов в городе не место. 

Формально референдум был совещательным, однако мэр города Анн Идальго, давняя противница кикшеринга, с радостью признала его итоги и приняла соответствующее решение. Теперь аренда самоката по цене в 22 евроцента за минуту (заметим, в Москве цены несколько ниже) будет недоступна, а 15 000 самокатов и некоторое количество сотрудников трех компаний будут искать другую работу. Возможность поработать в течение лета была своего рода жестом вежливости со стороны городских властей — именно самый теплый сезон года обычно генерирует наибольшую прибыль в силу долгого светового дня и большого количества туристов в Париже.

«Париж в этом отношении представляет исключение», - отметили в одном из уходящих из города сервисов кикшеринга, указав на более космополитичные города — такие, как Брюссель — где соответствующий рынок процветает. При этом французская столица была в числе первых городов мира, где поминутный прокат электросамокатов стал развиваться. С 2019 года, однако, рост на 189% превысил возможности городской среды «переварить» новых участников дорожного движения. В обращении по поводу закрытия сервисов Анн Идальго отметила, что электросамокаты стали причиной повышения уровня напряженности в городском сообществе.

Аналогичным яблоком раздора СИМ стали и в российских крупных городах — причем примерно по тем же причинам, что и во Франции. Легкость аренды обезличенных электросамокатов провоцирует (особенно обладателей «липовых» учетных записей) на опасное вождение и хамскую «парковку» устройств. Дополнения в ПДД, вышедшие в России этой весной и ко многому обязывающие владельцев СИМ, пока не сыграли должной роли — не обеспечена, в отличие от транспортных средств с номерами, неотвратимость наказания для нарушителей.

В Москве с января по июль 2023 года произошло 338 ДТП с электросамокатами. В них погиб один человек и пострадали 356. При этом, по статистике за 9 первых месяцев 2022 года, лишь 4% таких ДТП произошло на пешеходных зонах или тротуарах, однако именно они становятся наиболее резонансными. Для сравнения, велосипеды попадали в ДТП 249 раз, 250 человек получили травмы, трое погибли. 

Зачастую (и во многом из-за накаленной атмосферы вокруг темы) происшествия с электросамокатами становятся прологом к дракам и даже попыткам линчевать виновника: так, на Большом Устьинском мосту 28 августа самокатчика, который сбил девушку, ее спутники избили, выкинув средство передвижения в Москву-реку.

- Не стала бы так делать, но понимаю их, – говорит Анна, мать пострадавшего от наезда электросамоката 6-летнего мальчика. – Ведь по закону наказать такого человека почти невозможно, записи камер не предоставляют без определения о виновности водителя, а виновным его не признают без камер.

В результате, поскольку проблема сохраняет остроту, в Госдуму внесли законопроект, дающий муниципалитетам право запрещать на своей территории кикшеринг или ограничивать скорость СИМ по итогам волеизъявления жителей.

Этот шаг — почти явная «агрессия» в отношении операторов кикшеринга. Комментируя инициативу, представитель одного из отечественных операторов этого сервиса подчеркнул, что аварийность за последние месяцы — согласно внутренней статистике телеметрии — снижается, а диалог с администрациями населенных пунктов ведется постоянно.

«Предлагаемые инициативы, скорее, навредят транспортному сценарию использования самокатов, и новый вид транспорта будет недееспособен в рамках ограничений, либо все-таки эти ограничения могут на что-то повлиять», - отметил представитель оператора. В частности, в компании подчеркнули, что ведут продуктивную работу с администрацией районов Санкт-Петербурга, в частности, по поводу новых «медленных зон», устанавливаемых по просьбам жителей.

Напомним, подобная работа ведется и в Москве: по согласованию с мэрией операторы кикшеринга вводят «медленные зоны» в парках, а также там, где слишком быстрые СИМ мешают пешеходам. В частности, одной из таких зон стали окрестности Патриарших прудов, активность жителей которых в части борьбы с оживленным движением и вечерними увеселениями известна уже много лет.

Таким образом, новые регуляторные акты дают возможность ограничивать (запрещать или вводить «медленные зоны») работу кикшеринга. Но помимо него существуют и личные, находящиеся в собственности владельцев, СИМ. Похоже, именно для того, чтобы у «частников» не было решительных преимуществ перед операторами аренды, предлагаются и другие — влияющие уже на всех сразу — ограничительные меры. Так, в августе столичные транспортники заявили, что брошенные «как попало» самокаты и даже велосипеды будут эвакуироваться на спецстоянку.

Критерий правильности парковки арендных самокатов прост: их можно оставлять только на соответствующих стойках, помеченных в сервисах аренды. А вот личные СИМ и велосипеды (кроме инвалидных колясок) «также не должны мешать другим участникам дорожного движения», заявили в ведомстве.

Алгоритм эвакуации будет такой же, как и с автомобилями. И это интересно, так как, по словам представителей Дептранса, «забрать технику со спецстоянок смогут только владельцы или их представители, предоставив документы на собственность на каждое транспортное средство». Но если документы, подтверждающие владение механическим транспортным средством, понятны — свидетельство о регистрации или ПТС установленного образца — то для велосипедов и электросамокатов таких документов не придумано.

- Доказать владение имуществом, в соответствии с Гражданским кодексом, можно, доказав факт его приобретения, - отмечает юрист Алексей Голубев. - Иными словами, если самокат или велосипед был сравнительно недавно куплен в магазине, можно предъявить его паспорт с указанием серийного номера, а также чек на покупку. Документов же о владении подержанными СИМ или велосипедами, как правило, ни у кого нет — значит, право собственности придется доказывать в суде, оперируя показаниями свидетелей, фотографиями и другими доказательствами.

Гарантию того, что припаркованный велосипед или самокат не нарушает правил и никому не мешает, может дать только факт парковки на специальной стойки. Такие стойки продолжают устанавливаться городом — так, недавно у станций нового МЦД-3 появились парковки в общей сложности на 24 единицы «транспорта». Все, что сверх этого — получается, на свой страх и риск. Так и получается, что взять арендный самокат будет надежнее — поставил на официальную стойку и не боишься эвакуации.

А будет ли у нас в итоге «как в Париже»? Учитывая, что за 6 первых месяцев этого года прибыль только одного федерального оператора кикшеринга составила 4,4 млрд рублей — пожалуй, этот весьма прибыльный бизнес просто так страну не покинет. Вначале попробует договориться.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29102 от 29 августа 2023

Заголовок в газете: Самокаты не хотят, как в Париже

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру