Многих родителей интересует вопрос: как вынуть ребенка из телефона-компьютера и вообще состояния «дольче вита», и настроить на учебу.
«Да не должны дети отдыхать летом!», — огорошивает Ямбург. По его мнению, у детей летом должны быть экспедиции, походы разные, причем в формате «учитель-родитель-ребенок». «Родителям вкалывать надо, а не снимать с себя ответственность», — считает Евгений Александрович. И приводит пример из практики: приходит ребенок-москвич в 8 класс — ни разу не был ни в одном музее, ни в одном театре.
К положительному подкреплению учебы призывает детский и семейный психолог Евгений Идзиковский: «Например, 1 сентября — семейный «локальный» праздник. И готовиться к нему надо, «нагнетая праздничную обстановку». Родители должны говорить: «Вот скоро пойдешь в школу, встретишься с друзьями». Для того, чтобы легче перестроить режим с летнего на сентябрьский, стоит настраивать компьютер, телефон чада по вечерам на «темный режим» для того, чтобы запустить биоритм сна. Лучшее, что можно сделать утром — это принять прохладный душ.
НВП и трудовое воспитание вернулись в школу — хорошо это или плохо и как приживутся суровые практические навыки у поколения гаджетов? Заслуженный педагог и практикующий психолог в беседе с «МК» считают, что «труды» и военная подготовка принесут пользу, если будут организованы правильно.
- Дело в том, что при советской власти хлопок, скажем, убирали девочки всю первую четверть, — вспоминает Ямбург. — А в колхозах — картошка, и дети отставали на целую четверть. Это было, конечно, омерзительно.
Затем «маятник пошел в другую сторону». Теперь, чтобы «заставить ребенка стереть с доски, надо согласие родителей». И возникла другая опасность — воспитать из школьников «барчуков», которые считают физический труд зазорным. Ямбург говорит, что школьный труд должен быть творческим: дети уже сейчас «работают с 3D-принтерами и вполне способны создавать ноу-хау». Тот же подход в отношении НВП-ОБЖ: не заставлять маршировать строем, но учить, например, поведению в условиях террористической опасности, «когда беснуется толпа». Или управлению дронами — это и в мирной жизни полезный навык.
Психолог Идзиковской говорит о том, что основы IT на «трудах» это прекрасно, но для всего остального нужна «диверсификация по регионам»: разницу между городом и деревней никто не отменял. «Одни лучше физику познают в лабораториях, а другие при ремонте машин» — добавляет Ямбург. Труд в школе может быть очень разнообразен: гончарное производство, ювелирное, витражи, парикмахерская: «Пусть попробуют все».
Не обошли эксперты вниманием новшества и предметы, которые только планируются к внедрению в школах. Например, нашумевшее семьеведение. Его основы должны быть в детских садах, «пока нет еще бунта гормонов, объяснять разницу между мальчиком и девочкой».
- Я верующий, общаюсь со священниками, — говорит Ямбург. — Обсуждается вопрос о запрещении абортов. Братцы, мы это уже проходили при Сталине. Свирепствует СПИД, и почему не учить старшеклассников контрацепции?
Единая школьная форма — еще одно грядущее нововведение, которое беспокоит родителей. И заслуженный педагог, и детский психолог считают, что совсем одинаковой она вряд ли будет. «Пусть каждая школа имеет свою форму, с учетом региона, национальных традиций», — предлагает Ямбург. — Не надо единство путать с единообразием. Мы проиграли «джинсовую войну» — сейчас даже старики носят джинсы... Некоторые директора выгоняют детей за разного цвета прически. Меня интересует не что на голове, а что в голове.
- Можно «вводить какие-то общие элементы» школьной одежды, — предлагает психолог. — Наподобие пионерского галстука раньше. Но форсировать внедрение формы не нужно: это может быть неудобно для людей, которые живут ниже медианной зарплаты.
Мнения по поводу других новых идей таковы: возвращение черчения в школы бессмысленно — будущий инженер и на компьютере начертит, гуманитарию такое вовсе ни к чему. Астрономия необходима в качестве базовых знаний, хотя бы о строении Солнечной системы. Дабы разные антинаучные «ереси» вроде плоской Земли не процветали. Но вообще тенденция на возвращение и внедрения новых предметов напрягает: «Голова не котел, нельзя впихнуть в один и тот же мозг невпихуемое».
При этом Евгений Ямбург не считает, что программа так уж перегружена. Просто расписание в идеале должно подстраиваться под возможности каждого ребенка. Сейчас в обычных школах учится много детей с отклоняющимся развитием: с СДГВ, аутизмом и др.
- Для одаренного ученика и 10 часов математики это драйв, — считает академик. — А если я вас заставлю китайский учить, а вам не интересно, это будет мука. Поэтому вариативные программы нужны прежде всего.
По поводу «сложного ЕГЭ» Ямбург рассказал о лайфхаке, который очень не понравится «традиционному директору». В день сдачи ЕГЭ в его школе идут «репетиции спектаклей, выпускных: потому что полный идиот будет зубрить в день ЕГЭ». А вот театр «снимает актерский зажим», и дети сдают ЕГЭ легче.
Евгений Идзиковский, который тоже начинал как педагог, считает, что очень важно для сдачи ЕГЭ найти правильную мотивацию и не запугивать ребенка: «Будешь дворником, если не сдашь ЕГЭ». А при «подтягивания» по предмету», найти точку, где еще «было хорошо». По его опыту, это чаще всего 3-5 класс. Вот с этого момента и «нужно танцевать» в репетиторстве или самостоятельном наверстывании материала, даже если ребенок уже в 8-9 классе или старше.
Ну, возможно, самое главное — учитель в обновленной школе тоже должен быть другим.
- Сегодня мало быть учителем истории, учителем физики, учителем математики, — считает Ямбург. — Нужно, чтобы все они получали параллельно знание по IT-технологии, психологии, нейропсихологии. И новый единый профстандарт для педагога, который уже разработан — ответ на вызовы современности.