В России резко возрос дефицит водителей грузовиков

В России резко возрос дефицит водителей грузовиков

Дефицит водителей крупнотоннажных грузовиков в России доходит до 25%. Наиболее критическая ситуация возникла на междугородных перевозках. Чтобы компенсировать финансовые потери от простоя автомобилей в автопарках, компании поднимают тарифы на перевозки, а от этого уже дорожают товары на полках в магазинах. В причинах сложившейся ситуации разбиралась «Российская газета». По мнению экспертов издания, дело не столько в зарплате, сколько в падении престижа профессии в целом.

По словам президента Общероссийской общественной организации «Водители России» Олега Тороша, сегодня возраст большинства шоферов, которые работают в сфере перевозок большегрузов, превышает 50 лет. А молодые люди не спешат связывать свою жизнь с этой профессией. Если ситуация не изменится, то через 10-15 лет грузы вообще некому будет перевозить. При этом зарплаты в отрасли хорошие: опытный шофер получает от 80 тыс. до 250 тыс. рублей в месяц в зависимости от региона его работы.

Главная беда — это полное отсутствие престижа профессии. В обществе сложился образ дальнобойщика как «мужика в растянутой майке и грязных трениках», в сланцах, надетых на раздутые носки, да еще и в масле или других отходах производства нефтяной промышленности. Отсюда и отношение в обществе к этой профессии, хотя в советские годы она пользовалась особым спросом.

Президент Ассоциации транспортных экспертов и специалистов Тарас Коваль отметил, что компании пытаются повысить свою конкурентоспособность на рынке за счет уменьшения издержек, что иногда все же отражается на зарплате водителей большегрузов, но чаще идет за счет снижения качества условий их проживания в дороге. У этой тенденции даже есть свое название — «социальный демпинг».

Как рассказал заместитель руководителя департамента тахографии Национальной ассоциации предприятий автомобильного транспорта Виктор Иванченко, на ситуации в отрасли большегрузных перевозок хорошо наживаются водители легких грузовиков, например «Газелей». За счет дополнительного листа рессоры объем их загрузки увеличивается с 3,5 тонны до 5 тонн, а требований к такому транспорту меньше. Ни одна «Газель» не проверяется на перегруз, поскольку считается легковым автомобилем, поэтому ее водитель может «заколотить» больше денег, чем дальнобойщик. 

Для решения проблем, по мнению Тараса Коваля, необходимо российское законодательство изменить по аналогии с европейским. Во-первых, навести порядок в рабочем времени водителей большегрузов. Во-вторых, в нашей стране труд дальнобойщиков оплачивается сдельно, в зависимости от километража либо тоннажа груза. В Европе давно от этого отказались, там главное — это  соблюдение времени исполнения заказа. Это отчасти сможет уравнять водителей «Газелей» с дальнобойщиками, работающими на фурах. В-третьих, необходимо создать реестр перевозчиков, чтобы привлекать к перевозкам только надежные компании.

При этом Олег Торош уверен, что необходимо популяризировать профессию водителя. Он напомнил, что в России, по статистике, около 1,5 миллиона молодых людей проживают в сельской местности. Это та деревенская молодежь, которая официально не вовлечена в ту или иную профессию. Этих россиян можно привлечь в транспортную отрасль.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру