Весной с инициативой школьного семьеведения в Госдуме выступила коммунистка Нина Останина. Тогда многим казалось, что изучение семьи в школе – казус. А сегодня программу предмета пишут в Институте изучения детства, семьи и воспитания РАО. «Сейчас крайне важно создать методическую базу для занятий по «Семьеведению», – считает директор института Наталья Агре. И добавляет, что создаются научно-экспертный и общественный советы, призванные проштудировать все существующие по теме пособия. А потом будет «разработка методических материалов» до 2024 года, «апробация методических материалов» – до 2025 года. То есть «Семьеведения» в школе можно, наверное, до 2026-2027 года не ждать. Но дискуссия идет жаркая, мнения интересные.
Член Совета при президенте РФ по реализации госполитики в сфере защиты семьи и детей Сергей Рыбальченко, например, думает, что «христианство возникло именно в семье», когда князь Владимир женился на византийской принцессе (сомнительная аналогия, поскольку принцесса была выдана замуж насильно, как военный трофей: «Иду как в полон, лучше бы мне здесь умереть»). Поэтому, по мнению Рыбальченко, обязательным содержанием школьного предмета должно быть православие, а преподавать будут батюшки. Не очень понятно, как это будет реализовано в многоконфессиональном светском государстве с единым образовательным стандартом везде, в том числе в Тыве или Дагестане, к примеру.
Первый зампред думского Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Татьяна Буцкая говорит, что уже создана рабочая группа по семьеведению. И оно не обязательно должно стать отдельным предметом – может быть «интегрировано в каждый предмет». Например, на математике – учить планированию семейного бюджета (в обновленном ОБЖ также анонсировались «основы финансовой грамотности». – Авт.)
Минпросвещения сообщает, что нормативно-правовая база для «запуска нового проекта» есть. Программы и образовательные стандарты утверждены приказом в мае. Но нет учебных пособий: ни одно из существующих не «соответствует требованиям, которые задает государственная политика».
В 2021 году раздел «Семьеведение» появился в учебниках обществознания. Его содержимое утрясалось несколько лет из-за бурных споров среди родителей, подразделений РАО, общественников и церковников: последние особо ратовали, чтобы в учебнике были параграфы «Главенство мужа» и «Иерархичность семьи». «Вари борщи, рожай детей» – реагировала учительская общественность, гадая, как отнесутся к такому контенту современные подростки. В итоге учебники и учебно-методические пособия «Семьеведение» частично были внедрены в Татарстане, Уфе, Костромской области, Ханты-Мансийском округе.
Интересно, что институт-разработчик программы по семье также представил статистику, согласно которой только 51% учащихся в России собираются вступить в брак и завести ребенка. А детей «как значимую семейную ценность» назвали лишь 16% опрошенных. Но еще год назад в школах проходил опрос, который выявил, что все у школьников с «традиционными ценностями» все нормально: жениться и выйти замуж хотели 75%, завести детей – более 60% респондентов.
– Кто учился в школе в поздних 80-х, помнят такой предмет «Этика и психология семейной жизни», – говорит учитель истории и обществознания из Москвы Иван Сахнов. – Я сам был школьником в это время. У нас его вела учитель биологии, которая краснела и хихикала, когда говорила о половых отношениях. А в целом там были достаточно прогрессивные для того времени вещи. Насколько я помню, предмет убрали из расписания в 1992 году. Но затем, уже в «нулевых», пошла патриархальная тема, когда появилось пособие под редакцией монахини Нины Крыгиной для старших классов. Но массово оно не было внедрено даже на факультативы.
Сейчас темы о семье есть на ЕГЭ по обществознанию: типы семей, экономические основы, «Кризис семьи в демократическом обществе». Мне, кстати, тоже кажется, что если нужно семьеведение, его лучше раскидать по уже существующим предметам. В экономику делегировать бюджет и финансовую грамотность, в ОБЖ – психологию взаимоотношений, в том числе возрастные личностные кризисы у детей и взрослых, к примеру. Обществознанию стоит оставить научную составляющую семьи как социально-статусной модели, элемента экономики и демографию, конечно. А говорить сегодня о патриархальной иерархии в семье или целесообразности женской эмансипации мне не представляется возможным.