Как рассказали очевидцы, меня сбил тяжелый самокат. Он на полной скорости влетел сзади, прямо в спину. Юный оболтус за рулем на мгновение отвлекся на экран телефона и буквально снес меня с бордюра на оживленную дорогу. Сам же отлетел в сторону, упал, но быстро вскочил и скрылся за поворотом.
На мою удачу, в этот момент мимо проезжала машина «скорой». Медики видели случившееся и решили остановиться, хотя торопились на вызов (к счастью, еще встречаются такие внимательные и ответственные врачи).
— Вам помощь не нужна? — склонился надо мной молодой доктор.
Я продолжал лежать на мостовой, но, осторожно шевельнув руками и ногами и убедившись, что перелома нет, вежливо отказался от госпитализации. Хотя боль в ноге становилась невыносимой. С трудом поднялся и немного отряхнувшись, отправился в травмпункт. И здесь стало ясно, что серьезно травмировал не только коленную чашечку, но и тазобедренный сустав, голеностоп, оба локтя, на которых расплывались синяки и кровоподтеки.
Но главная травма, не скрою, была нанесена моей психике. Если раньше я гулял по улицам свободно, без боязни и страха, то с того самого дня постоянно озираюсь, стремясь держать в зоне внимания весь периметр. Вдруг откуда-то вылетит несознательный элемент, атакует с фланга или с тыла. Словом, каждый выход из дома похож теперь на испытание.
Самокаты возникли на наших улицах внезапно и массово. Молодые люди и подростки мчатся, особенно по вечерам, лихо маневрируя среди пешеходов. Стремительность и риск тешат их самолюбие, нравится, как боязливо все уступают им дорогу. Но опыта маловато, поэтому часто лихачи врезаются в людей, нанося им тяжелые травмы, а иногда и унося чью-то жизнь.
Может показаться, что я сознательно сгущаю краски. Ведь под колесами автомобилей гибнут ежегодно десятки тысяч — не запрещаем же мы автотранспорт? Но есть существенная разница: автомашины, как и все другие мотосредства, двигаются по своим дорогам и по своим правилам, а электросамокаты заняли пространство пешеходов. Хотя все знают — здесь не должно быть ни самокатов, ни гироскутеров, ни моноколес, ни других техсредств. Пешеход не должен даже задумываться о том, что на тротуаре ему что-то или кто-то угрожает. Каждый может спокойно общаться по телефону, глядеть в смартфон или читать на ходу.
Однако с некоторых пор старики, женщины, молодые родители, да и все остальные категории пешеходов потеряли душевное спокойствие. Территорию, где они всегда чувствовали себя в безопасности, нагло захватили молодые экстремалы. Не всякий рискнет теперь выйти не только на прогулку, но и просто на улицу. Потому что в любую минуту может быть снесен каким-нибудь увальнем на самокате. Как показывает мой печальный опыт, не каждый успевает отскочить, увернуться от такого.
Вот хроника инцидентов только за несколько дней июля. В Екатеринбурге подросток сбил пятилетнего ребенка. Мальчик стукнулся затылком об асфальт, получил тяжелую травму и находится в больнице. В Санкт-Петербурге первоклассник госпитализирован после наезда. У него сложная черепно-мозговая травма, рваная рана щеки и сотрясение головного мозга. 19-летний виновник с места аварии скрылся. В Москве сбили 6-летнюю девочку, которая доставлена в больницу. Чуть ранее на улице Профсоюзной молодой человек совершил наезд на 2-летнего ребенка.
И это далеко не полный список. Число пострадавших стремительно растет. Три года назад, в 2019-м, на всю страну было зафиксировано чуть больше ста ЧП с самокатами, а за прошлый год количество их перевалило за тысячу. В столкновениях погибли 19 человек, 976 получили тяжелые увечья.
В свое время все городские обочины, тротуары, переулки, дворы, парковые зоны и скверы начали облагораживать бордюрами и плиткой, объявив главным приоритетом интересы пешеходов, их здоровье и безопасность. Мол, каждый должен иметь возможность гулять взад-вперед для собственного удовольствия и общественной пользы. И люди в это наивно верили.
А потом стали расти как грибы после дождя многочисленные фирмы по прокату двухколесного транспорта. Появились монополисты, распространяя влияние в крупных городах и регионах России. Тем более что делать это несложно. Для аренды самоката не требуется ни водительского удостоверения, ни отдельного снаряжения, ни шлема с амуницией, ни какого-то опыта. Не нужно учиться теории вождения, брать уроки практической езды, сдавать экзамены на знание ПДД. Заплатил и тут же оседлал двухколесного коня. На это и строится расчет — азартных любителей погонять с ветерком хватает, особенно среди молодежи. Совершил наезд нечаянно — можно тут же смыться с места аварии. Опознать виновника нереально — номеров-то у них нет.
Поэтому напрашивается вопрос — зачем пустили скоростную электротехнику среди пешеходов? Не предусмотрели, не рассчитали опасность? Хотя, думаю, это последнее, о чем беспокоились производители этих быстрых и бесшумных электромашин, бизнесмены, наживающиеся на их продаже, а также городские чины, позволяющие прокатчикам рисковать чужими жизнями.
Конечно, в чем-то самокаты даже выручают, когда опаздываешь, спешишь, торопишься. Но, получается, все эти удобства — за счет тех, кто привык ходить пешком, кому нужно пойти в магазин, в аптеку или просто выйти на вечерний променад. Им-то как быть? Где им прогуливаться, не рискуя быть задавленным каким-нибудь лихачом, у которого хватило ума лишь разогнаться, а как остановиться, он еще не подумал.
От встречного «шумахера» еще можно увернуться, но что делать с тем, кто мчится сзади вас, кого вы не можете видеть? Нельзя же постоянно оглядываться, боясь, что вот-вот настигнет кто-то и со всей дури вдарит вам сзади. Словом, банальная прогулка превращается в неразрешимую проблему, опасное приключение.
По действующим правилам, исключительным преимуществом на тротуаре обладает пешеход. Если для него есть малейшая угроза, водитель самоката обязан спешиться или двигаться не быстрее идущих рядом. Но уже следующий пункт нивелирует условия предыдущего — скорость самоката не должна превышать 25 км в час. Получается, до таких величин вполне можно себе разгоняться?!
Как известно, взрослый человек ходит по улице не быстрее 5 км в час, пожилые и того меньше, не говоря уже о детях, которые двигаются медленнее всех. К тому же хаотически, в разные стороны. А самокату позволено мчаться в пять раз быстрее, маневрируя среди всей разновеликой публики, подвергая всех смертельной опасности.
При разрешенной скорости двухколесный аппарат пробегает семь метров в секунду. А вдруг на пути окажется пожилая пара, молодая мама с маленьким ребенком за ручку или в коляске? Разве можно успеть увернуться? Тем более пожилым, которые часто пугаются, да и реакция заторможенная. Как им спастись, избежать столкновения?!
Для маленьких пешеходов риск еще выше — у них, напротив, страх отсутствует! По мнению врачей-травматологов, при ударе самоката или велосипеда ребенок травмируется гораздо тяжелее. То есть там, где взрослый отделается ушибом или синяком, малыш рискует получить серьезное сотрясение или увечье.
Во многих странах запрещено ехать на самокате быстрее среднего темпа пешехода. Выше — опасно для жизни. Удар или толчок на скорости даже в 15 км в час может оказаться смертельным. Хотя, по мне, любой транспорт, несущийся среди толпы, — нонсенс. В пешеходной зоне не должно быть никого, кроме самих пешеходов. Тех, с кем при встрече можно спокойно разминуться, а случайное столкновение не станет фатальным.
Но посмотрите, о чем говорят люди в комментариях в Сети: можно ли ездить на «козе» вечером, в нетрезвом виде, вдвоем с девушкой или с ребенком? Нужен ли шлем, разрешается ли звонить в колокольчик? То есть пишут обо всем, только не о безопасности пешеходов, чье спокойствие они разрушили вдрызг.
Примерно тот же уровень обсуждения в разных общественных советах при власти — как приравнять самокаты к автотранспорту, вменить владельцам в обязанность получение номерных знаков, водительских удостоверений, как усилить контроль со стороны ГИБДД... Некоторые предлагают разрешить самокаты на специально выделенных улицах, в отдаленных районах, по определенным часам и прочее. Только проблему этим не решить. Единственный и правильный выход — убрать самокат с пешеходной тропы. Совсем! Сделать это все равно придется, но для кого-то может оказаться уже поздно.