Законопроект против буллинга вынесут на обсуждение: родители оценили его эффективность

«У учителей нет времени на общение с детьми»

Явление буллинга детей в школах со стороны сверстников, а то и со стороны учителей становится уже настолько распространенным и опасным трендом, что пора принимать какие-то радикальные меры. Почему законопроект против травли в учебных заведениях, разработанный еще осенью группой депутатов, затормозился, и поможет ли он в этой борьбе?

«У учителей нет времени на общение с детьми»

Тему буллинга детей в образовательных учреждениях с выдвижением экспертами и депутатами самых разных мер по профилактике и борьбе с ним обсуждается давно, но ничего не помогает, случаев травли становится больше. Только на днях стало известно об очередной такой трагедии – в подмосковной Лобне 11-летняя девочка покончила с собой из-за травли в школе.

Депутат Госдумы, первый зампредседателя комитета ГД по просвещению Яна Лантратова, напомнила, что разработан законопроект против травли в школах и заявила, что в планах на предстоящую сессию провести его общественное обсуждение. В числе прочего, в нем закрепляются термины «жертва», «участник», «организатор» и «наблюдатель травли».

«МК» связался с Яной Лантратовой для прояснения ситуации по нему.

– Что вы предлагаете закрепить в этом законопроекте и почему он «заморозился»?

– Законопроект предлагает закрепить понятие травли, которое будет охватывать все варианты психологического или физического агрессивного давления на детей. Мы считаем, что профилактика травли не должна быть обособленным делом какой-то конкретной школы, а должна стать частью воспитания детей. Учебные заведения должны вести профилактику травли и создавать специальные службы по рассмотрению инцидентов издевательств. При этом самих учителей нужно обучать эффективным мерам реагирования на такие случаи.

Законопроект готов, но мы получили обращения от родительского сообщества с просьбой вынести его на общественное обсуждение. Поэтому притормозили с его внесением. И только после одобрения родительской и педагогической общественности будем его вносить.

Однако у родительского сообщества иное мнение, в чем корень зла. Об этом мы побеседовали с руководителем регионального подразделения Союза «Родительская палата», председателем РОО «За права многодетных Пермского края» Людмилой Елтышевой. Два года назад в Перми произошел случай издевательств над учениками начальных классов в школе № 114 со стороны учительницы, однако тот педагог до сих пор работает с детьми. Тогда родители учеников пожаловались общественнице на учительницу, которая заклеила на уроке младшекласснику рот скотчем и связывала детям за спиной рукава рубашки.

– Тот случай ничем тогда не за закончился, так как ее мама – директор школы со всеми вытекающими. Эта учительница до сих пор работает, – рассказала «МК» Людмила Елтышева. – По моему мнению, все дело в нехватке молодых учителей. Когда молодые педагоги сразу после окончания педвуза приходят в школу, их старожилы-коллеги зачастую «съедают», выживают, я знаю много таких историй. Потому что они как раз не приветствуют внедрение новых методов обучения, не хотят изучать новое в плане того, как общаться с детьми. Хотя кто, как не молодежь, которая сама еще недавно училась в школе, могла бы на своем уровне пообщаться с ребятами и помочь им в решении их проблем.

Второй момент, на который указала общественница, – это огромная нагрузка на учителей, из-за которой им некогда общаться индивидуально с детьми. Например, очень часто учителя ведут классное руководство на два класса и т.д.

– А ведь как было еще несколько десятилетий назад? Учителя общались с детьми и родителями «глаза в глаза», знали каждого ребенка в классе, какая у кого семья, – продолжает Елтышева. – Всего лишь должна быть цепочка – «ребенок-родитель-школа». Без школы у родителей не получится воспитать полноценную личность. А когда возникают случаи буллинга между учениками, то учителя стараются не вмешиваться. Школьных психологов не хватает, а если они где-то и есть, то некомпетентны и не могут вникнуть в такую ситуацию, или не хотят. Если бы учителей хватало, и у них не было бы такой загрузки, отпала б надобность и в таких психологах.

Что касается упомянутого законопроекта, то, по мнению Елтышевой, он не будет работать. Так же, как и не работает, например, внедренная в их Пермском крае с 2018 года система профилактики и выявления раннего детского и семейного неблагополучия «Траектория». Она была введена после случая в школе, когда «дети старших классов порезали младшеклассников». Согласно системе выявления учитель ведет журнал с «индикаторами риска». Всего таких индикаторов более 100, и один из них – буллинг. И если ребенок подвергался травле в школе, то ему автоматически ставят такой индикатор. Но никто таким ребенком, по словам общественницы, не занимается, все делается «для галочки».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру