Давно остались в прошлом те времена, когда билет на самолёт по умолчанию подразумевал, что всё включено: и багаж 23 кг, и горячее питание с обязательным томатным соком, и возможность на регистрации попросить место у окошечка или рядом со спутником, и еще куча приятных штук. Сегодня большинство авиакомпаний перешли – в целях экономии и из-за кризиса, конечно! – на другой принцип работы. Базовый тариф сегодня чаще всего означает только основную услугу – доставку пассажира из пункта «А» в пункт «В». Всё прочее – чемодан, еда и любимое место 21А – за дополнительную плату. Причем масштаб этой доплаты иногда может едва ли не превышать стоимость «базового» билета. Бывали случаи, когда за багаж просят доплатить 7000 рублей (притом что сам билет стоил 10 тысяч).
Теперь предлагается, чтобы на внутренних рейсах, на которые дают субсидию, авиаперевозчик мог скорректировать определение спецтарифа и включить все дополнительные сборы и платы – так, чтобы пассажиру не пришлось уже ничего доплачивать. Вроде бы это неплохо, и аргументация звучит доброжелательно: мол, чтобы не навязывали дополнительные услуги! Между тем есть немалая доля пассажиров, которые ценят именно эту возможность летать задёшево и налегке – и которых категорически не обрадует вынужденное повышение цены на авиабилет, даже если за ним последует возможность взять багаж.
«Я всегда летаю лоукостерами и всегда беру самый дешевый тариф, меня это устраивает. Всё, что мне нужно, умещается в рюкзак, я никогда не сдаю багаж. Самолётная еда тоже проходит мимо меня: я придерживаюсь диеты, мне проще взять с собой яблоко, – поделилась с корреспондентом «МК» Галина Т., трэвел-блогер и опытный путешественник. – При этом я часто вижу разницу в цене на билеты с дополнительными услугами или без них. Скажем, в Екатеринбург недавно я летала по тарифу «лайт» за 5500 рублей, а вот с багажом и выбором места этот же билет стоил бы 12 тысяч».
Открытый вопрос: будет ли эта инициатива означать полное табу на продажу дополнительных услуг? Если так, то пассажиры субсидируемых рейсов потеряют даже возможность доплатить за место в бизнес-классе или все-таки докупить обед. Игроки авиационного рынка запросили подробности в Минтрансе РФ – разъяснений пока нет.
Между тем в российской пассажирской авиации намечается еще одна потенциальная проблема – риск отключения отечественных авиакомпаний от международной системы SITA. Это инструмент, который обеспечивает обмен информацией между авиакомпаниями и аэропортами: данные о рейсах, пассажирах и багаже. Заодно пострадают и иностранные перевозчики, сотрудничающие с Россией: они останутся без привычного канала для обмена данными с информационными системами российских аэропортов.
Что это означает? Полный суверенитет и автономность, вот только в плохом смысле этих слов. Например, если во время рейса с пересадкой – например, Москва – Сочи – Каир или вроде того, – у вас потерялся багаж, то сотрудники авиакомпании больше не смогут, как раньше, быстренько посмотреть в системе, в каком именно городе он застрял. Предстоит организовать альтернативный способ обмена информацией, ну а это – дополнительная сложность, решение которой займёт дополнительное время.