В ведомстве сообщают, что список профессий средне-специального образования, по которым можно получить квалификационный разряд, куда как солиден – 5110 наименований. Из них 250 новых. Помимо специалиста по управлению дронами, среди новенького такие компетенции как фитнес-инструктор, флорист, оператор трехмерной печати, инспектор по безопасности на разных видах транспорта и др. Удалили безнадежно устаревшие профессии и те, где специальная подготовка не требуется. В конце концов, вахтера или посудомойщика можно выдвинуть из собственных рядов или обучить на месте.
Пересмотр списка профессий для уровня средне-специального образования начался не вчера. Еще в 2021 году из перечня исключили 45 направлений подготовки, среди которых значились вышивальщица, сборщик обуви, судовой повар (кок), младший ветеринарный фельдшер и даже парикмахер. Тогда же поступило пояснение – удаляя откровенно отжившие понятия, новый список укрупняет и модернизирует остальные. Будет не парикмахер, а стилист-дизайнер и специалист по ландшафтному проектированию вместо обычного садовника.
О развитии системы СПО и приближении выпускников непосредственно к работодателю говорят и в Москве. Вице-мэр по вопросам социального развития Анастасия Ракова объявила о трансформации такого образования в столице. В самих колледжах-училищах появятся новые мастерские и образовательные программы, долю «практикоориентированных часов» увеличат с 30 до 70%.
«Также мы хотим, чтобы студенты после окончания колледжей получали не одну, а две, три или даже пять профессий», – сообщила Ракова. Столько компетенций современным выпускникам нужно, чтобы «повысить свою конкурентноспособность на рынке труда». Еще было сказано, что сейчас окончивший СПО специалист имеет II разряд. А после «трансформации» получит сразу III разряд.
Для того, чтобы модернизация состоялась, техникумам и колледжам обновят материально-техническую базу: 230 мастерских будут обновлены и появится 90 новых.
— СПО, те самые рабочие руки на производстве, сотрудники сферы услуг – базис нормальной экономики, — считает преподаватель СПО, методист Антонина Гордеева. — По статистике ВШЭ, в средне-специальное образование идут сейчас 60 с лишним процентов выпускников школ, и количество это растет. А количество тех, кто получает ВО, наоборот, уменьшается. И тут ничего плохого нет. Академическое образование, наука очень важны, но всем вовсе не обязательно ею заниматься. Понятие «квалифицированный рабочий», «специалист среднего звена», «сотрудник сферы услуг» у нас исторически было девальвировано. И очень жаль, потому что самые развитые страны демонстрирует даже более резкое соотношение: 20% идут в университет, 80% в СПО. А вот 2-3 диплома или направления подготовки, и еще различные профсертификаты как раз там и получают, это общемировой опыт.
В последнее время в России звучат предложения ограничить уровнем СПО подготовку в тех профессиональных сегментах, где острее всего дефицит кадров. Например, допустить средне-специальное образование для учителей начальной школы и воспитателей, тьюторов, помогающих в школе детям с ОВЗ. Или в медицине сократить сроки обучения для отдельных специальностей: врачей функциональной диагностики, гигиенистов, сестер-ассистентов. Кроме того, многие эксперты согласны, что выборочные компетенции в IT тоже не нуждаются в уровне подготовки бакалавриата и, тем более, специалитета. Накануне глава Минцифры Максуд Шадаев оценил дефицит специалистов-айтишников в РФ в 500-700 тысяч человек. И хотя за прошлый год число сотрудников информационно-цифровых компаний выросло на 13%, острая нехватка специалистов там сохраняется.