Российские туристы не могут ни улететь в Турцию, ни вернуться обратно

Юристы объяснили, как отстаивать свои права в подобной ситуации

Задержки рейсов — всегда неприятные сюрпризы, которые могут здорово спутать планы. В минувшие выходные это явление стало массовым: как минимум три рейса одной и той же авиакомпании, так или иначе связанные с Антальей (летевшие на побережье Турции или оттуда), были задержаны на продолжительное время. О комфорте пассажиров позаботились не везде: кому-то из туристов пришлось коротать ночь в зале ожидания аэропорта, а кого-то и вовсе продержали пару часов в душном самолёте. Что произошло и кто виноват, разбирался «МК».  

Юристы объяснили, как отстаивать свои права в подобной ситуации

Курортные города Турции — одно из самых популярных направлений этого лета: под словосочетанием «заграничный отдых» сегодня почти наверняка подразумевается именно Турция. В воскресенье, 13 августа, в турецкой Анталье почти на сутки задержали рейс в Екатеринбург. «Интересно, что было два рейса этой авиакомпании с разницей в 15 минут, на одном рейсе 4 человека у меня вылетели вовремя, а на этом — нет. До 3:00 они ожидали в аэропорту, затем их разместили в отеле. С утра информация по выезду из отеля постоянно менялась: 8:40, 10:30, 14:00. В итоге в авиакомпании сказали, что вылет состоится сегодня в 19:30, однако туристов обещали забрать из гостиницы только в 17:00, а потом вылет вовсе перенесли на 22:30», — поделился в соцсетях один из турагентов.

Ситуацию не удалось решить и в понедельник: люди ждут вылета больше полутора суток, и речь идет о 400 человек.

Как рассказал в беседе с корреспондентом «МК» вице-президент Российского Союза Туриндустрии Дмитрий Горин, для пассажиров этого рейса пообещали резервный борт, который должен доставить туристов в Екатеринбург.

Между тем это не единственный проблемный рейс. Один из самолетов, который также был надолго задержан, приземлился в Москве в ночь с воскресенья на понедельник. Перед этим туристы ждали своей участи в самолёте, стоявшем на взлетной полосе в Анталье.

«Было очень душно в самолете, и пилот объявил о неисправности, но двери не открывали. Люди паниковали и падали в обморок. Некоторые пассажиры отказались лететь», — написала одна из путешественниц в соцсети.

Другая туристка, которая должна была улететь из аэропорта Жуковский в Анталью, москвичка по имени Ольга, поделилась с «МК» своим неприятным опытом.

«Наш самолёт простоял полтора часа на взлётной полосе и вернулся обратно. Сказали, что какая-то неисправность. Выяснилось, что у самолёта разобран мотор, неполадку чинили. Потом объявили посадку. Один автобус набили, привезли обратно, посадку отменили. За всё это время нам дали только воду. Потом наконец-то взлетели. Должны были взлететь в 5 утра, в итоге взлетели в 13:50. Самое комичное, что на сайте все это время горел статус рейса «Приземлился в Анталье».

Также Ольга рассказала «МК», что уже во время ожидания в аэропорту она изучила статистику по своему рейсу — и обнаружила, что в 58% случаев он оказывается отменённым, а точно по расписанию взлетает лишь в 24%. Почему об этом не предупредила турагент по время оформления путёвки — открытый вопрос.

Между тем эксперт РСТ Дмитрий Горин дал возможное объяснение этой череде проблем.

— В последнее время мы сталкиваемся с так называемым эффектом веерной задержки. Дело в том, что из-за санкций не все самолеты могут летать за границу, поэтому произвести замену на резервный борт стало гораздо сложнее. Для сравнения: раньше 800 российских самолётов были «выездными»,а сейчас только 200, — объясняет Дмитрий Горин.

Что в этой ситуации делать туристам? Если рейс задержан, следует требовать объяснений у авиакомпании либо у туроператора (если куплен «пакетный» тур). Авиакомпания обязана обеспечить альтернативный перелет — всё-таки доставить пассажиров до места назначения в разумные сроки, — а также предложить питьевую воду, питание и отель (в зависимости от продолжительности задержки). Все остальные компенсации — только в судебном порядке. Разъяснение дал в беседе с корреспондентом «МК» руководитель правового комитета РСТ Георгий Мохов:

— Подобный вопрос неоднократно доходил до судов. Все упирается в статью 120 Воздушного кодекса РФ, согласно которой перевозчик освобождается от ответственности, если задержка рейса произошла по техническим объективным причинам (если это влияет на безопасность полета). В таком случае авиакомпания обязана обеспечить комфорт пассажиров, но о штрафах и возмещениях убытков речи нет. Однако здесь есть и другая сторона — туроператор. По закону, если речь идет о пакетном туре, он несет ответственность за все услуги. Поэтому бывали судебные решения, в которых с туроператора взыскивали разницу в стоимости путевки из-за сокращения времени отдыха. И тут тоже есть нюанс: это актуально, только если был переход на следующую дату — скажем, туристы должны были заехать в отель 10 августа, а заехали 11-го. Если все задержки в пределах суток, то компенсации не будет.

По словам Мохова, чаще всего успех таких судебных исков был связан с дополнительными большими расходами: например, если при задержке вылета на новогодних каникулах у туристов пропадал праздничный ужин 31 декабря (и вообще они встречали Новый год в самолёте). Правда, здесь есть обратная сторона медали: потом туроператоры не могли взыскать убытки с авиаперевозчика, если тот задержал рейс по техническим причинам.  

— Если причины задержки другие, то и решения другие. Например, если в самолете нет топлива или полетного разрешения, если коммерческая халатность, то можно требовать компенсации. У меня в практике был эпизод, когда с авиакомпании взыскали стоимость круиза, на который не успел пассажир из-за задержки рейса: корабль просто уплыл без него, — добавил Мохов.  

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29092 от 15 августа 2023

Заголовок в газете: Долго ли сидеть до Антальи

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру