По его словам, туризм в новых реалиях — это один из ключевых драйверов экономического роста, поэтому его развитию уделяется большое внимание на всех уровнях власти. В частности, Алтайский край уже стал одним из опорных туристических регионов — по итогам 2022 года число постояльцев в местных отелях оказалось на 12% выше, чем до пандемии. Это стало следствием не только уникальной природы края, но и синергетического эффекта от различных мер господдержки: работы особой экономической зоны «Бирюзовая Катунь» с льготами для инвесторов, привлечения инфраструктурных бюджетных кредитов, реализации мероприятий нацпроекта по туризму.
По оценкам Минэкономразвития, потенциал внутреннего туризма в России к 2030 году составляет до 53 млн новых поездок в год. Для поддержки роста отрасли в долгосрочной перспективе властям необходимо решить четыре ключевые задачи: построить качественную гостиничную инфраструктуру (238 тыс. номеров до 2030 года), развить «точки притяжения» туристов — всесезонные морские курорты, парки развлечений, горнолыжные курорты, а также создать устойчивые транспортные связи между регионами и вырастить квалифицированные кадры.
По словам Решетникова, реализация перечисленных направлений требует больших ресурсов, в том числе «беспрецедентных» средств из бюджета.
Какую роль играют кредиты в развитии туризма
Достижение поставленных целей и масштабная трансформация туристической отрасли невозможны без доступного заемного финансирования, в обеспечении которого большую роль играет ВЭБ.РФ. В данный момент на рассмотрении и финансировании у института развития находится 19 проектов в сфере туризма общей стоимостью 432 млрд рублей, а участие самого ВЭБа составляет около 196 млрд рублей, сообщал исполнительный директор госкорпорации Антон Перин.
В частности, при поддержке ВЭБ.РФ создаются такие крупные проекты, как круглогодичный многофункциональный курорт «Три Вулкана» на Камчатке и туристско-рекреационный комплекс в Краснодарском крае. Участвует институт развития и в небольших, но не менее важных для развития отдельных территорий проектах — например, создании инфраструктуры для ресторанного комплекса «Тирвас» в Мурманской области и строительстве многофункционального комплекса «Отель Верт» в Челябинской области.
Чаще всего ВЭБ.РФ финансирует проекты создания туристической инфраструктуры в качестве монокредитора или как организатор синдикатов совместно с коммерческими банками. Институт развития берет на себя больше риска (например, в части финансирования потенциального увеличения бюджета, уплаты процентов на инвестиционной стадии), тем самым делая проект привлекательным для банков, пояснял Перин.
Малый бизнес – важный игрок туристической отрасли
Для раскрытия потенциала внутреннего туризма большое внимание уделяется поддержке малых и средних компаний (МСП). Ключевой институт развития здесь - Корпорация МСП, которая работает, в том числе, в стратегическом партнерстве с Группой ВЭБ.
«Сегодня нередко бизнесу в турсфере не нужны большие деньги, есть серьезный запрос на малые формы размещения, но и здесь предпринимателям часто требуется поддержка государства», — отметил генеральный директор Корпорации МСП Александр Исаевич.
По данным Минэкономразвития, объем финансовой поддержки малого бизнеса в сфере туризма в виде гарантий Национальной гарантийной системы и льготных кредитов по программе «1764» в первом полугодии 2023 года вырос в 4 раза относительно аналогичного периода предыдущего года и достиг 25,9 млрд руб. Это программа льготного кредитования в рамках Нацпроекта МСП, куратором которого является первый вице-премьер Андрей Белоусов.
«Благодаря существующим инструментам господдержки МСП могут привлекать заемные средства на комфортных условиях, которые выгодно отличаются от обычных коммерческих ставок банков», — подчеркнул Максим Решетников.
Турист всегда прав
Повышение туристической привлекательности территорий, как и любые крупные инвестиции, требуют комплексного подхода и аналитики — понимания структуры спроса, прогнозирования турпотока, анализа ресурсной базы конкретной местности. ВЭБ.РФ и координируемые корпорацией институты развития в рамках нацпроекта по туризму взяли на себя в том числе роль проектного офиса: они создают схемы территориально-пространственного планирования (этим занимается компания «ПроГород»), разрабатывают решения по инфраструктуре — например, созданию гостиниц и городских парков. Кроме того, институт развития ведет поиск партнеров, готовых реализовать проекты.
«Самая большая на сегодняшний день группа — путешественники с бюджетом поездки до 45 тыс. рублей на человека в год. Понимая портрет целевой аудитории, можно собрать адекватную структуру номерного фонда — где будут преобладать форматы средств размещения, соответствующие запросам путешественников», — поясняет логику подхода руководитель проектного офиса «ПроГород» Ксения Титова. На сегодняшний день команда спроектировала уже 33 всесезонных курорта по всей России.
Запросы туристов в последнее время меняются, в том числе по средствам размещения, заявлял премьер-министр Мишустин. «Путешественники, решая, где остановиться, все чаще предпочитают не частный сектор, а гостиницы, санатории, базы отдыха и кемпинги», — отметил он. В том числе популярность набирают высокотехнологичные решения, такие как модульные отели.
Фонд «Сколково» из той же группы ВЭБ и его резиденты фокусируются как раз на новых технологиях для строительства, отметил руководитель направления наукоемких технологий и экономики инноваций для городской среды кластера энергоэффективных технологий фонда Юрий Хаханов. Так, например, компания «РОКЕТ ГРУПП» (резидент «Сколково») создала модульные энергонезависимые дома, которые могут работать даже в самых отдаленных туристических уголках, куда невозможно провести энергоснабжение. А другой резидент фонда, компания «АМТ», производит строительные 3D-принтеры, которые могут использоваться для создания малоэтажных зданий даже в самых труднодоступных местах, где строительство традиционными методами невозможно или крайне затруднено.
Кадры — залог успеха
Развитая индустрия гостеприимства — это не только «точки притяжения», гостиницы, транспортная инфраструктура, но и качественный сервис. Важно выращивать кадры, которые способны сделать свой регион интересным для путешественников. «Для привлечения туриста мало только красивой природы и достопримечательностей. Каждый хочет отдыхать комфортно и интересно», — считает главный управляющий партнер по городскому развитию ВЭБ.РФ Ирина Макиева.
Этой осенью ВЭБ.РФ при участии Минэкономразвития запустит новую образовательную программу для 200 российских городов с уклоном на развитие внутреннего туризма. Курс будет организован на базе Московской школы управления «Сколково». Программа рассчитана на год и состоит из модулей, посвященных городской среде и туристической инфраструктуре, повышению качества сервиса, продвижению территорий, а также управлению персоналом в условиях неопределенности.
В состав команды от каждого города будут включены пять человек из муниципальных и региональных администраций, в том числе профильные специалисты по туризму. По итогам для каждого города будет разработана модель экосистемы туризма. «Для наших городов это возможность показать себя с новой стороны», — резюмирует Макиева.
Фото: пресс-служба ВЭБ.РФ