Новый выпад посвящен «отключенным тормозам» самолетов российских авиакомпаний. Илья Шатилин и Владимир Чавыкин развеяли мифы анонимных расследователей из телеграм-каналов. В июне к Шатилину обратились представители запрещенного издания с просьбой помочь в поиске спикера, «который находится не в России», чтобы обсудить тему тормозов. Подробности публикуем в нашем материале.
Как устроены тормоза в самолете
Суть истории в том, что «Аэрофлот» предупредил пилотов о риске выкатывания за пределы ВПП на самолетах с деактивированным тормозом. Информация появилась в одном из телеграм-каналов, ее взяли из слайдов внутренней презентации для пилотов.
Илья Шатилин разъяснил устройство тормозной системы самолета. Она имеет три составляющие, каждая из которых рассчитана на разные скорости и действует по-разному.
- Первая – спойлеры или интерцепторы, поднимающиеся над поверхностью крыла. Они увеличивают сопротивление воздуха и уменьшают подъемную силу крыла. В результате самолет прижимается к взлетной полосе.
- Вторая – реверс двигателей, который направляет поток воздуха из внешнего контура вперед и в стороны. Это позволяет направить вектор тяги против хода, что замедляет самолет.
- Третья – колесные тормоза, пакеты фрикционов, которые установлены только на основных стойках шасси. Также самолет имеет антиблокировочную и противозаносную системы.
Что конкретно «отключают» в самолетах
Фрикционные диски меняют раз в несколько месяцев. При износе тормоз можно деактивировать до ближайшей. Шатилин напоминает, летать с отключенным тормозом можно только определенное время. Срок в десять дней соблюдается, чтобы не испортить остальные тормозные элементы.
Руководитель летной службы авиакомпании «Северо-Запад» Владимир Чавыкин отметил: «Деактивация выполняется, как правило, при неисправности датчика износа тормоза или при износе тормозного диска до пороговых значений… Это повсеместная и обыденная мировая практика. Чтобы избежать нарушения расписания, задержек рейсов все авиакомпании мира используют так называемый лист отложенных дефектов (MEL). Это разрешено производителем ВС и позволяет авиаперевозчикам продолжать безопасную эксплуатацию самолета до регламентного ремонта».
Почему пилот должен быть готов к выезду за ВПП
Илья Шатилин напомнил – противозаносная система не решает все проблемы. И если в сухую безветренную погоду она легко справится с торможением, то при сильном боковом ветре самолет может уводить в сторону сильнее.
К этому и должны быть готовы пилоты. Условие подготовки прописано для всех управляющих воздушным судном пилотов с допуском на определенные самолеты.
«Безусловно, подобные публикации наносят репутационный ущерб компании, отрасли гражданской авиации и государству в целом… Ставится под сомнение обеспечение безопасности полетов и формируются страх у обывателя, что в конечном счете может сказаться на нормальном развитии авиаперевозок и туристической отрасли, и, как следствие, на получении прямых доходов регионов и государства. Для поддержания стабильной ситуации в отрасли и стране необходимо на законодательном уровне бороться с «фейковыми» публикациями, которые имеют под собой цель дискретизации нормально работающих компаний и армии. Такое должно пресекаться, а авторы «Авиаторщины» и других «хайпующих» каналов, прежде чем выдумывать горячие новости и репостить «фейки», должны понимать всю ответственность», — добавил Чавыкин. Он призвал Роскомнадзор и правоохранительные органы внимательно рассмотреть данную ситуацию и принять соответствующие меры.
Возникает справедливый вопрос. Почему тщетно пытающиеся разоблачить гражданские авиаперевозки России издания ищут комментатора из других стран? И кому это может быть выгодно?