Международное агентство по изучению рака (МИАР), подразделение Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), занимающееся исследованием раковых заболеваний, сегодня проводит оценку потенциальной опасности различных веществ на основе всех опубликованных данных. До сих пор решения МАИР по различным веществам наводили шорох среди потребителей, приводили к судебным искам и вынуждали производителей пересматривать рецепты и переходить на альтернативные продукты. 14 июля МАИР огласит свое решение по аспартаму.
Тем временем, с 1981 года аспартам был признан безопасным для здоровья в пределах принятых суточных норм. Например, взрослый человек весом 60 кг (132 фунта) должен ежедневно выпивать от 12 до 36 банок диетической газировки - в зависимости от содержания аспартама в напитке - чтобы подвергаться риску. Это мнение было широко распространено среди национальных регулирующих органов, в том числе в США и Европе.
Однако сегодня еще одно подразделение ВО, Комитет по добавкам, проводит оценку риска аспартама, которая определяет вероятность возникновения конкретного вида вреда (например, рака) при определенных условиях и уровнях воздействия". Решения МАИР могут иметь огромное влияние. В 2015 году комиссия органа пришла к выводу, что глифосат "вероятно канцерогенен". Спустя годы, даже когда другие органы, такие как Европейское управление по безопасности пищевых продуктов, оспорили это решение, компании все еще ощущали его последствия. В 2021 году один крупный немецкий производитель в третий раз проиграл апелляцию на решения американских судов, которые присудили возмещение ущерба потребителям, обвиняющим в раковых заболеваниях использование его средств для уничтожения сорняков на основе глифосата.
Решения МАИР часто подвергаются критике за то, что они вызывают ненужную тревогу по поводу веществ или ситуаций, которых трудно избежать. Существует четыре различных уровня классификации - «канцерогенный», «вероятно канцерогенный», «возможно канцерогенный» и «не поддающийся классификации». Уровни основаны на силе доказательств, а не на том, насколько опасно то или иное вещество.
К первой группе относятся вещества, начиная от переработанного мяса и заканчивая асбестом, и все они, по мнению МАИР, имеют убедительные доказательства того, что вызывают рак. Работа в ночное время и употребление красного мяса относятся к классу "вероятных", что означает наличие ограниченных доказательств того, что эти вещества или ситуации могут вызывать рак у человека, и либо более убедительных доказательств того, что они вызывают рак у животных, либо убедительных доказательств того, что они имеют сходные характеристики с другими канцерогенами для человека.
Радиочастотные электромагнитные поля", связанные с использованием мобильных телефонов, "возможно, вызывают рак". Как и в случае с аспартамом, это означает, что имеются либо ограниченные доказательства того, что они могут вызывать рак у человека, либо достаточные доказательства на животных, либо убедительные данные о характеристиках.
Последняя группа - "не поддается классификации" - означает, что доказательств недостаточно. «МАИР не является органом по безопасности пищевых продуктов, и их оценка аспартама не является всесторонней с научной точки зрения и в значительной степени основана на широко дискредитированных исследованиях", - уже заявил генеральный секретарь Международной ассоциации производителей подсластителей Фрэнсис Хант-Вуд.
Производители выражают озабоченность тем, что введенные в заблуждение потребители начнут употреблять больше сахара вместо того, чтобы выбирать безопасные варианты без сахара и с низким содержанием сахара. И тем самым навредят себе куда больше.
Аспартам активно изучается на протяжении многих лет. В прошлом году во Франции было проведено обсервационное исследование среди 100 000 взрослых, которое показало, что у людей, потребляющих большее количество искусственных подсластителей, включая аспартам, риск развития рака несколько выше.
Это последовало за исследованием, проведенным в начале 2000-х годов в итальянском институте Рамаццини, в котором сообщалось, что некоторые виды рака у мышей и крыс связаны с аспартамом.
Однако первое исследование не смогло доказать, что аспартам вызывает повышенный риск развития рака, а методология второго исследования вызвала вопросы. Поэтому сегодня аспартам разрешен к применению во всем мире регулирующими органами, которые проанализировали все имеющиеся данные, а крупные производители продуктов питания и напитков на протяжении десятилетий защищали свое использование этого ингредиента.
МАИР сообщило, что в ходе июньского обзора было проанализировано 1 300 исследований. Пока окончательные выводы не обнародованы. Однако буквально недавно сама ВОЗ опубликовала рекомендации для тех, кто хочет контролировать вес, переходить на подсластители, не содержащие сахара. «Мир замер в ожидании приговора аспартаму, - отмечает известный терапевт, военный врач Алексей Водовозов. - На всякий случай напомню, что кофе был в группе «вероятно канцерогенный» тридцать лет - абсолютно безвинно. А красное мясо и сосиски - вообще концентрированное канцерогенное зло. Алкоголь и ультрафиолет — это доказанные канцерогены 1-й группы. Но паника уже разгоняется знатная, мол все, кто ел аспартам, умрут сразу после публикации доклада».
Так что эксперты советуют пока подождать. А потом — еще подождать. Но сладким все-таки не злоупотреблять — уж его-то вред доказан безоговорочно.