Россияне не понимают инструкции к лекарствам
Концепция ВОЗ об ответственном самолечении была впервые озвучена 30 лет назад. А в 2021 году вышло руководство ВОЗ по ОС и благополучию, предполагающее, что со многими проблемами со здоровьем пациенты должны уметь справляться сами. Все мировые концепции самолечения направлены на разгрузку системы здравоохранения, которая стала особенно существенной в период пандемии. Так что тема ОС стала теперь особенно актуальной.
Как говорит сопредседатель Всероссийского союза пациентов, председатель Совета общественных организаций по защите прав пациентов в Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, профессор Ян Власов, опрос в 10 странах Европы еще от 2013 года показал, что 90% респондентов считает ответственное самолечение ключом к охране здоровья, но фактически занимаются им менее 20% европейцев – им не хватает знаний, навыков, инструментов и поддержки.
Опрос, проведенный ВИОМ в 2016 году показал, что 81% российских граждан готов взять на себя ответственность за свое здоровье. При этом 92% готовы сами себя вылечить, если заболит горло; 90% - если голова, 86% помогут себе при кашле или изжоге: 76% при повышении температуры, 72% - при нарушении пищеварения, 55% при болях в суставах и 42% при повышении артериального давления.
Однако при этом ВОЗ допускает самолечение лишь в двух случаях – при легких недомоганиях (насморк, головная боль) или у хронических пациентов с установленным диагнозом с рекомендованным лечением в случае коррекции дозы.
По словам юриста Всероссийского союза пациентов Сергея Попова, в России нет нормативных рекомендаций на этот счет, хотя многие люди покупают лекарства без назначений врача. Опрос ВЦИОМ от 2021 года показал, что 35% людей не обращаются к врачам в случае проблем со здоровьем. Но чаще всего россияне лечатся совершенно безответственно, что наносит ущерб их здоровью.
Однако пациентов можно понять: им чрезвычайно сложно сделать выбор в условиях противоречивого потока информации о лекарствах и методах лечения. Ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко» РАН Елена Вольская рассказывает, что сознательное применение методов и средств для улучшения здоровья возможно лишь при наличии объективной достоверной информации, источниками которой являются врачи, провизоры, фармацевты, реклама. Несколько лет назад российские ученые провели опрос среди пациентов, и выяснили, что с половиной из них врачи на приеме беседуют менее 3 минут, а каждого пятого консультируют по вопросам лекарств менее минуты. «В итоге самый массовый источник информации о лекарствах – инструкция к препарату. Хотя эти инструкции предназначены для врачей и часто это огромное полотно, иногда до метра длиной, с мелким шрифтом, с массой терминов, неизвестных пациентам. Исследования показывают, что чем старше пациенты, тем труднее им воспринимать информацию в инструкциях к препаратам. Среди пожилых людей лишь 20% понимают, что там написано», - говорит профессор Вольская.
Специалисты вспоминают, что во времена СССР в упаковки с препаратами вкладывали не аннотации, а памятки по самостоятельному применению. Елена Вольская считает, что информация в инструкции должна быть короткой и понятной, содержать только доказательные, достоверные и актуальные данные, изложение должно быть доступным, текст — читаемым. «В разных странах работает принцип сепарации – есть инструкции по применению для специалистов и для самостоятельного применения лекарств. У нас такой принцип пытались ввести еще в 2001 году в отраслевом стандарте, но он отменен, в итоге официальные источники информации о лекарствах одинаковы для врачей и пациентов, что приводит к непониманию, снижению приверженности лечению, риску отказа от лечения и риску эффекта ноцебо – это когда пациент думает, что лечение принесет вред, отказывается от "химии" и переходит к безответственному самолечению под руководством знахарей и соседей», - говорит профессор Вольская.
Врачам не до пациентов, пациентам — не до врачей
Врач общей практики, доктор медицинских наук, профессор, директор института профессионального образования Ассоциации врачей первичного звена Анатолий Стремоухов рассказывает, что его ассоциация проводила опрос пациентов в районных поликлиниках: лишь 10% посетителей сообщили, что получают нормальную информацию о здоровье от медработника. Абсолютное большинство слушают друзей, читают газеты, смотрят телевизор. «Информационный вакуум заполняется рекламой, в том числе, целителей, советами соседей. Вот пример рекламы одного целителя, который сообщает, что если дышать через правую ноздрю, станет прохладно, а если через левую — то тепло. Мы, врачи, даем пациентам рекомендации по ЗОЖ - но их никто не выполняет! Что делать с медицинской грамотностью населения? Она подразумевает доступ не к квази, а к нормальным знаниям. А значит, нужны источники, которых два – врач и провизор, и в их работе должна быть преемственность», - считает Анатолий Стремоухов.
Эксперт отмечает, что есть немало инструментов для повышения медицинской грамотности населения, но почти в каждом есть свои изъяны. Например, эту функцию можно было бы возложить на средний медперсонал в ходе доврачебного приема, но, как говорит Стремоухов, он подготовлен так, что фактически является «аппендиксом к врачу» и служит для подачи инструмента, а образовательную нагрузку, как за рубежом, где медсестра - самостоятельная единица, он не несет. Из поликлиник, как отмечает Анатолий Стремоухов, «медицина ушла, там остался документооборот», приемы ведутся скомкано. Профилактические приемы и диспансеризацию эксперт считает очень формальными: «Некоторые хвастаются, что проводят полную диспансеризацию за полтора часа – но это же конвейер! Центры здоровья могли бы справиться с задачей повышения медицинской грамотности населения, но посещаемость там не велика. Остается фармконсультирование в том месте, куда всегда приходит пациент – то есть, в аптеку». Он также призывает повышать уровень грамотности врачей: «Наша главная задача – учить учителей, ведь чтобы получить грамотного ученика, надо воспитать грамотного учителя».
Но, пока грамотных учителей не так много, «ученики» занимаются самообразованием. Как отмечает доцент кафедры медицинского права Сеченовского Университета МЗ РФ, эксперта Совета по этике лекарственных средств Никола Журилов, к самолечению люди прибегают по разным причинам. Например, из-за того, что доверяют мнению родственников или СМИ. Или становятся целевой аудиторией рекламных кампаний. Боятся эпидемической ситуации (коронавируса, кори). Не доверяют врачам или просто ленятся к ним идти. Боятся неблагоприятного исхода лечения, пользуются свободной продажей лекарств; выбирают «иной путь» из-за дороговизны препаратов... «И сегодня остро стоит вопрос: вот государство (и все мы) потратило деньги на лечение пациента, а он не выполнил рекомендации врачей и стал инвалидом. Обязано ли государство теперь принимать участие в его реабилитации?»
Член Совета общественных организаций по защите прав пациентов при Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, председатель правления Московского городского научного общества терапевтов, профессор Павел Воробьев считает, что самолечение в России имеет четко негативную коннотацию. Например, в 1993 году с ним предлагали активно бороться: в том числе, с шаманством, лечением голодом, бегом от инфаркта и другими методами, эффективность которых не доказана наукой. «Под ответственным самолечением ВОЗ понимает разумное применение безрецептурных препаратов, хотя на самом деле ОС – это и профилактика, и самодиагностика, и самолечение, и самореабилитация. Мы привыкли жить в модели, что врач - это папа, который расскажет пациенту, как жить. Но сейчас модель меняется – пациенты часто ориентируются на «назначения» провизора и на сведения типа «одна бабка сказала». 92% пациентов прибегают к самолечению — это данные соцопросов. Сегодня пациенты все знают лучше, чем врачи, и вымещают свои знания на врачах», - говорит Павел Воробьев.
Воробьев считает, что необходимо упорядочить ситуацию на «лекарственном базаре», развивать систему телемедицинских консультаций и бесплатно обеспечивать жизненно-необходимыми лекарствами не отдельные группы населения, а всех граждан.
Профессор Ян Власов настроен более оптимистично: он считает, что российский пациент стал более информированным, и многие пациенты готовы стать партнерами врачей в борьбе с болезнью.
Фармацевт, ты — в ответе за все!
При выборе лекарственных средств чаще всего пациенты обратятся к фармацевту (так поступит, согласно недавнему исследованию, 61% россиян). Но, как заключили многие специалисты, сегодня в аптеках пациентов чаще всего будут "разводить" либо на ненужные им дорогостоящие препараты, либо вообще на БАДы. Кроме того, доверять рекомендациям фармацевтов сложно и по другим причинам.
Заместитель директора Центра социальных технологий и исследований Татьяна Фомина поделилась результатами проведенного в апреле 2023 года в 270 аптеках страны исследования с участием "тайного покупателя": "Почти 18% фармацевтов не задали пациентам уточняющих вопросов для подбора препаратов; 30% не уточняли симптомы и особенности самочувствия и почти 70% не интересовались предпочтениями пациентов. В результате только 34% рекомендаций оказались обоснованными, если первостольники не задавали "тайным покупателям" уточняющих вопросов ".
Профессор Власов говорит, что вся эту ситуация приводит к тому, что огромное количество пациентов в стране лечится самостоятельно, но неправильно или неэффективно. Например, еще один недавний опрос показал, что каждый пятый гражданин РФ мешает лекарства с алкоголем, а 48% покупают препараты, которые им никто не назначал. И пока не удастся повысить медицинскую грамотность населения, самолечение будет приносить скорее вред, чем пользу.
Павел Воробьев приводит данные одного из опросов, согласно которому при выборе лечения, кроме врачей, пациенты доверяют мнениям фармацевтов (36%), интернету или советам друзей/родных (по 22%), медицинским программам на ТВ (20%) и 11% - специализированным медицинским газетам. «То есть, самому достоверному источнику медицинской информации доверяет меньше всего опрошенных, - говорит эксперт. - И частыми стали ситуации, когда провизор в аптеке услужливо предлагает то, за что заплатил производитель, и прячет то, что работает; впаривает вместо лекарств добавки, не объясняя покупателю разницы. И ответственное самолечение на практике безответственное: на нем греют руки шарлатаны и продавцы воздуха».
Тем временем, исполнительный директор Ассоциации индустрии товаров для здоровья Елена Неволина считает, что потенциал аптечных работников для продвижения идеи ответственного отношения к здоровью в нашей стране недооценен: «Аптека – первая точки соприкосновения потребителя с системой здравоохранения. Более 65% фармработников считают фармацевтическое консультирование своей обязанностью: они должны рассказать и донести то, что не сказал врач. При этом медработники к фармконсультированию относятся настороженно – более трети вообще не допускают возможности таких рекомендаций даже по безрецептурным препаратам. Однако мы видим, что после пандемии функционал аптек в мире расширяется, и часто консультация в аптеке заменяет первичный прием у медработника»,
Ассоциация провела исследование среди 1000 потребителей, 1500 фармработников и 1500 медработников. Больше половины опрошенных потребителей ответили, что получают информацию о здоровье от врачей и медработников, но при недомогании 38% будут лечиться сами. «При этом люди часто отказываются покупать лекарства из-за дороговизны, возлагая ответственность за здоровье на себя. 43% иногда и 35% редко прибегают к советам фармацевтов, хотя 76% считают, что их советы заслуживают внимания. На этом фоне большинство (72%) врачей отметили, что пациенты спрашивают их о безрецептурных лекарствах редко или иногда. Зато 93% аптечников сказали, что больше половины потребителей обращаются к ним за консультацией или дополнительной информацией и советами о препаратах.
…Ответственное отношение к здоровью у нас становится новой нормальностью, констатируют эксперты. Однако пока пациенты находятся в полной растерянности: врачам некогда вести с ними задушевные беседы; фармацевты нередко пытаются продать им что подороже; в инструкциях к лекарствам ничего не понятно; популярные блогеры в соцсетях, рекламирующие препараты, ответственности за информацию не несут. Так что лечение по совету соседа или подруги для нас еще долго останется одним из основных ориентиров ответственного отношения к здоровью.