Команда профессора Джеймса Риллинга, антрополога из Университета Эмори в Атланте просканировали методом МРТ мозг 50 женщин-бабушек, у которых есть внуки от 3 до 12 лет, в тот момент, когда они смотрели на фото малышей. Выяснилось, что в эти минуты у них происходила резкая активация областей мозга, связанных с эмоциональным сочувствием. «Это говорит о том, что бабушки более связаны с внуками эмоционально, они более тонко чувствуют их, – резюмировал Джеймс Риллинг. – Если их внук улыбается, они буквально физически ощущают эту радость. Видя плачущего внука, они тоже чувствуют боль».
С помощью этого и других исследований работы головного мозга испытуемых американские антропологи подтвердили, что бабушки и внуки имеют более близкую эмоциональную связь, чем родители и дети. Когда женщина становится бабушкой, а мужчина – дедушкой, меняется их роль. Они больше не являются главными ответственными за воспитание детей, не испытывают такого давления и стресса, как родители, и это позволяет им более свободно наслаждаться временем, проведенным с внуками.
Москвичка Альбина, внуку которой семь лет, призналась «МК», что раньше не верила в это утверждение, пока не испытала на себе: «Когда родился внук, я не почувствовала конечно же, такой же эйфории, как в момент рождения дочери. Но со временем, чем больше он подрастает, тем сильнее становятся моя любовь и привязанность к нему. Это разные чувства, это совсем другая любовь, нежели к дочери. Но могу подтвердить, что она гораздо больше накрывает».
Дедушки оказались более сдержаны. «Сын был рядом до своих двадцати лет, а маленький внук живет сейчас далеко, и мы редко видимся. Но я люблю их одинаково!» – говорит москвич Анатолий.
«МК» узнал мнение на этот счет у российского психолога.
– Однажды внучка мне сказала: «Бабушка, ты меня не любишь». Я удивилась: «Как это, внученька?! Конечно, я тебя очень люблю!». Она говорит: «Ты меня не любишь. Ты меня обожаешь!», – рассказала «МК» кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии и психотерапии МГППУ и бабушка Татьяна Юдеева. – Я бы не сказала, что люблю ее больше, просто это другая любовь – не больше, не меньше, а она совершенно другая.
Психолог объяснила, что у родителей очень много ответственности, обязательств, а бабушкам и дедушкам не надо ломать голову, в какой садик, в какую школу отдать ребенка, и так далее.
– Проводились нейробиологические исследования на эту тему, и они показали, что когда родители взаимодействуют со своими детьми, то общение идет больше на когнитивном уровне, то есть включаются участки мозга, отвечающие за когнитивный интеллект (когнитивные функции мозга – это способность понимать, познавать, изучать информацию из окружающего нас мира, – Авт.), – продолжает Татьяна Юдеева. – А с внуками общение идет на эмоциональном уровне.
С внуками мы можем быть больше друзьями, можем быть больше на одной волне. А родитель – главный, важный, между ним и детьми должна соблюдаться определенная иерархия.
За что внуки так любят бабушек и дедушек? Мы более терпимы, у нас больше жизненного опыта. Например, если ребенок разрисовал стенку, мало кто из родителей будет этим восторгаться. А бабушки-дедушки эту стенку еще и лаком покроют, чтобы сохранить рисунок...
В более старшем возрасте люди лучше понимают, на что стоит внимание обращать, а на что нет. Вот, пример: мамы, забирая ребенка из детского учреждения, чаще всего, начинают спрашивать его: чем тебя кормили, подрался ты с кем-то или не подрался; у воспитателя – как мой себя вел? Бабушки и дедушки задают совершенно другие вопросы : было ли тебе сегодня интересно или нет, какое настроение было, с кем ты играл? То есть, родителей чаще интересует практическая сторона вопроса, а бабушек – эмоциональная сторона и душевное состояние ребенка.
Плюс к этому, осознав, что мы не додали что-то своим детям или что-то сделали не так, мы пытаемся додать это внукам. Получается некая «работа над ошибками» – мало лепили, мало рисовали, мало ходили по музеям, читали… Сейчас мы все это наверстаем с внуками.
Однако основные люди в воспитании ребенка – это все-таки родители, они главные. Поэтому бабушки и дедушки должны подчиняться некоторым правилам. Есть, например, режим дня, режим питания, какие-то рекомендации врачей. Если родители сказали, что ребенок в 9 часов должен уже спать, значит, он должен спать. Если родители считают, что ребенку нельзя давать сладкого – значит, надо не давать сладкого.
Баловство со стороны бабушки, скорее, может и должно заключаться в другом: если, например, ребенок изрисует стол или порвет брюки на прогулке, то бабушка его не отругает за это (в отличие от мамы). Ведь дело в том, что родители очень часто вводят какие-то запреты для того, чтобы облегчить самим себе жизнь, делают это для своего удобства. А у бабушек и дедушек уровень принятия поступков внуков и терпимости гораздо выше. И поэтому ребенок может себе позволить в их присутствии больше. Условно говоря, кто из нас не любил прыгать на диване? И многие слышали «нельзя». А почему нельзя-то? Это не угрожает ни здоровью, ни жизни. Но родители… берегут диван. А бабушкам и дедушкам плевать на этот диван. Прыгает, счастлив, глазенки горят – что еще нужно?