«В кино был длинный и тернистый путь»
— Елена, вы долго не могли найти время для интервью, чем были заняты весь этот месяц?
— Для меня этот промежуток времени был очень насыщенным. Впрочем, так же, как все остальные последние месяцы. За май и короткую часть июня было сделано очень многое. В частности, я готовила свой первый сольный концерт. Давно мечтала об этом, и я его провела! Сделала его буквально за два месяца. Первый сольный концерт посвящен моему юбилею. Очень хотела порадовать зрителя собственными номерами и в каждый вложить частичку себя. Переделала все сценические образы, были поставлены новые танцы, так же тщательно продумала для каждого номера красочные декорации. Мы проработали с саунд-продюсерами новые аранжировки самих треков. Очень надеюсь, что зрители вскоре смогут увидеть телеверсию концерта в том виде, в котором я его задумала.
Еще одним важным событием в рамках моего сольного концерта стала возможность провести и благотворительную акцию. Я регулярно бываю в зоне проведения СВО с гуманитарной помощью, выступаю в госпиталях, больницах, встречаюсь с бойцами и врачами. На моем концерте были собраны средства на приобретение медицинского оборудования для родильных домов Донецка. И вот недавно, в преддверии Дня медицинского работника, мы вернулись из этой поездки. Мы доставили гуманитарную помощь с необходимым оборудованием.
Помимо подготовки и проведения сольника, а также поездки в зону СВО у меня параллельно шли съемки в фильме с рабочим названием «Северный полюс». Это исторический, можно сказать, военно-патриотический фильм, основанный на реальных событиях. Он расскажет о первом походе нашей подводной лодки К-3 под арктическими льдами к Северному полюсу. Не хочу раскрывать подробностей, пусть сами зрители оценят фильм, когда он выйдет на экраны. Работа над ним уже идет к завершающей фазе — прямо сейчас меня ждет Мурманск, где в ближайшую неделю-две пройдут финальные съемки. Можно сказать, что мы уже на финишной прямой.
— Что для вас кино? Какие роли — ваши?
— С каждой новой работой в кино возникает желание попробовать себя в новых ролях, которые на первый взгляд для меня неорганичны. Но в них больше возможностей раскрыться. Когда выбираешь роли, которые для тебя органичны и легки, понимаешь, что в какой-то момент это становится неинтересным.
К примеру, мои дети сказали, что моя лучшая роль — главврач клиники в фильме «Не лечи меня». Говорят: «Мама, ты там совершенно на себя не похожа». Там мой персонаж, совершенно иной по характеру: мне не свойственны поступки, которые «главврач» совершала. Абстрагирование от себя дало мне возможность проявиться как актрисе. Такой процесс для меня заманчив и привлекателен.
Выбирая роль, опираюсь на свою интуицию, ищу, что мне в этом персонаже интересно, что я могу в нем найти и раскрыть. Плюс важны сам сценарий, идея фильма. Не соглашусь сыграть интересную роль, если сам материал фильма неинтересный.
— Вы многогранная личность: исполнительница, актриса, ведущая. Что привлекает вас в каждой этой ипостаси?
— Конечно, мне очень сильно повезло в жизни, я занимаюсь любимым делом, и это великое счастье. Это разные сферы творчества, но в каждой ипостаси я нахожу свое. Общаясь с гостем во время интервью, узнаю человека, пытаясь его глубже понять. Мне это интересно: находить, раскрывать и суметь донести это до зрителя. И от этого я получаю большое удовольствие.
Как у певицы и ведущей на сцене возникает особое ощущение. Ты со зрителем на одной волне, чувствуешь обратную связь и энергию. Это определенный драйв. И почувствовав его однажды, очень сложно отказаться от этого.
Еще мне нравится работать в студии, когда мы записываем песни или подбираем новый материал. Это тоже творческий поиск.
А кино — моя мечта и давняя любовь. Я к этому очень долго шла. Занималась актерским мастерством, ходила на курсы ВГИКа, занималась с личным коучем из Лос-Анджелеса и много работала над собой. Был пройден длинный и тернистый путь. Сначала у меня были эпизодические роли в сериалах, а теперь я со своей командой, кинокомпанией «Русский Север», снимаю большое и настоящее кино.
— В чем главная сложность вашей премии BraVo?
— С самой первой церемонии вручения премии BraVo у нас четкое разделение между классической музыкой и популярной. Лауреаты в сфере классической музыки получают статуэтки на Исторической сцене Большого театра, а на следующий день в Кремле вручают награды популярным исполнителям.
На мой взгляд, главная сложность любого проекта — его старт. Ведь существует множество премий-однодневок, которые заявляют о себе, а затем не могут удержать свою статусность, уровень. Мы хотели, чтобы премия BraVo была интересна как артистам, так и зрителям. Чтобы она задавала высочайшую планку качества и была престижной и почетной. И мы, несмотря на множество определенных сложностей, с этим прекрасно справляемся.
Конечно, сейчас не каждый зарубежный артист может приехать в Россию. Но как показывает опыт прошлой премии BraVo, ничего непредсказуемого не произошло. У нас были блестящие лауреаты из стран, с которыми мы сотрудничаем. А те артисты, кто не смог приехать в Москву из-за гастрольного графика, записали видеообращение. Я считаю, что мы смогли остаться на прежнем высоком уровне и ничуть не потеряли в качестве премии.
— Как много «Золотых граммофонов» на вашем, личном, счету?
— Получение «Золотого граммофона» в нашей стране — подтверждение высокого статуса артиста. По своей сути это народная премия. Чтобы стать лауреатом в какой-либо номинации, песня артиста должна быть признана слушателями радиостанций по всей стране! У меня два «Золотых граммофона», и я горжусь этим. «Не зови, не слышу», которую мы исполняем со Стасом Михайловым, песня, которую действительно поют во всех караоке-барах. Она очень полюбилась слушателям и зрителям.
— То, что вы бессменная ведущая фестиваля «Белые ночи», это все родом из вашего детства?
— Для меня «Белые ночи» не только музыкальный фестиваль, где я ведущая, он для меня нечто большее. Для нашей семьи, во всяком случае. Организатором «Белых ночей» является мой супруг Владимир Владимирович Киселев. Мы с ним познакомились на Первом международном фестивале в 1992 году. Поэтому совершенно логично, что я в своем родном городе, на своем родном фестивале, которому столько же лет, сколько и нашим отношениям с моим супругом, являюсь бессменной ведущей. И, конечно, каждый раз выходить на сцену «Белых ночей» для меня очень волнительно и радостно. Каждый год я жду этого события с нетерпением.
— Ваш псевдоним Север тоже родом из детства?
— В детстве и юности все меня называли сокращенно от фамилии Севергина — Север. И мне было привычно. А многие, с кем позднее мы близко общались, удивлялись. Иосиф Давыдович Кобзон, который знал меня всю жизнь как Киселеву, услышав, что я взяла себе псевдоним Север (а он не знал, что моя девичья фамилия Севергина), спросил: «Почему Север… почему не Юг? Ты такая теплая, что общего с севером?»
Ленинград — Северная столица, а мой папа из Улан-Удэ, города на Байкале. Мама родилась на Северной Двине Архангельской области — тоже север… Я чувствую себя северянкой, несмотря на то, что многие говорят, что я теплая, южная, и цвет кожи у меня смуглый. Лично для меня псевдоним Север очень органичен.
— Вас можно назвать человеком, который привечает молодые таланты: блогеров, звезд Инстаграма. Откуда этот интерес?
— Мне вообще интересны люди, которые что-то могут дать другим: знания, опыт, навыки. Я открыта всему новому. И к новому общению в том числе. Если человек чего-то достиг и может этим поделиться, то мне хочется, чтобы об этом узнали и другие люди. Я, безусловно, могу спросить совета у своих сыновей. Но, как правило, для своих телепрограмм гостей выбираю всегда сама.
— Оба ваши сына талантливые музыканты. Ваше влияние?
— Я считаю, что в нашей семье по-настоящему талантливый их папа и мой муж, Владимир Владимирович Киселев. Мы трудяги, и это правда. Мы очень много работаем, чтобы то, чем мы занимаемся, было на уровне. Мой муж, талантливый музыкант, основатель «Землян», однажды дал интервью, где сказал, что «у мальчишек нет таланта». Конечно, интервьюеры ожидали от него совершенно другого. Но ни он, ни я не стесняемся об этом говорить. И ребята об этом знают. Это нормально, когда ты трезво оцениваешь ситуацию. У нас не так много талантливых людей, которые находятся на сцене. Но я считаю, что трудолюбием можно многого достичь и добиться: открыть в себе, взрастить и показать.
Выступать на сцене было желанием самих мальчиков. И это логично. Они выросли, общаясь с музыкантами и артистами, полностью погруженными в музыку. Изначально я видела их дипломатами, бизнесменами, политиками. Конечно, еще я представляла их врачами. Но у них к этому просто не было склонности. Но родители примут любой выбор своих детей. Даже если они ошибаются, то должны самостоятельно найти и пройти свой путь. Поэтому занятия музыкой, выступления на сцене — это только их выбор и путь. Еще у каждого из них есть свой бизнес. Также есть и совместное дело — музыкальный лейбл Rocket Records. Это то, что им действительно нравится, они посвящают ему очень много времени. Что будет дальше превалировать — сцена или какой-то другой род деятельности, покажет время.
Общаться с Софи Лорен — великое счастье
— В вашей жизни было много потрясающих встреч как с отечественными звездами, так и с мировыми. Может быть, кто-то вас особенно удивил?
— Об этом можно написать целую книгу. Практически все отечественные звезды были гостями моих телепрограмм. Я могу сказать про любую состоявшуюся личность: быть звездой это титанический труд. У каждого есть своя личная история, которая его сформировала: непростое детство, трудные отношения с родителями, переезд в Москву или Питер. И они преодолели этот сложный путь. Но публику в основном интересует не само становление звезды, а лично он сам. Я во время подготовки к интервью изучаю много информации о госте. Стараюсь «достать» из собеседников детали, о которых они на передаче не очень хотят рассказывать. Когда ты узнаёшь человека глубже, он всегда удивляет и восхищает.
Я общалась и с немалым количеством западных звезд. И практически каждый потряс меня своим отношением, радушностью и простотой в общении. Зачастую у многих складывается неправильное впечатление, что это сложные, непростые в общении люди, нетерпимые. На самом деле это создается их менеджментом. Когда общаешься с ними, ужасаешься: «Боже мой, что же будет, когда начнешь общаться с самим артистом?!» Но происходит наоборот — всё намного проще.
Со многими зарубежными звездами я знакома и общаюсь с 1992 года. Еще с тех времен, когда Владимир Киселев начал приглашать на Международный музыкальный фестиваль «Белые ночи» иностранных исполнителей. Спустя время могу сказать: ничего не изменилось, они остаются прежними. Ими пройден сложный путь, чтобы стать мировыми звездами и не растерять своих человеческих качеств, сохранить внимание поклонников и удерживаться на пике славы. А публика им отвечает взаимностью. Это действует по закону любви. Звезда со скверным характером может быстро подняться на пьедестал, но так же неминуемо быстро теряет все. На вершине олимпа шоу-бизнеса и кино остаются чистые, честные люди. Так определяет Вселенная. Может быть, есть какие-то исключения, но я их не встречала.
Хотела бы немного рассказать о Софи Лорен. Так получилось, что мы с ней очень сдружились. Это совершенно потрясающая женщина. Думаю, со мной никто спорить не будет. Но она еще оказалась безумно чутким, светлым человеком. Я очень многое для себя открыла, услышала от нее множество советов, узнала массу интересного, многому научилась. За что ей безмерно благодарна. Возможность с ней общаться — великое счастье.
— Благотворительность для вас — это что?
— Это очень тонкая тема. Есть выражение: «Доброе дело лучше делать тихо». И я, конечно же, с этим соглашусь и склонна поступать именно так. Но есть другая сторона — если ты медийный человек, то стесняешься добрых дел. Но так не нужно. Своим примером ты можешь показать и обозначить проблему, которая многим может быть неочевидна. Лично я много лет поддерживаю Благотворительный фонд детей с синдромом Вильямса, и сейчас я амбассадор этого Фонда. Я очень надеюсь, благодаря тому, что обращаю внимание на проблемы этих детей, многие, кто не сталкивался с ними, узнают об этом, и, может быть, кто-то захочет помочь. Это тоже важно.
Как я пришла к этой деятельности? Просто в какой-то период жизни возникает потребность кому-то помогать. В момент, когда совпадает обращение к тебе за помощью с твоей личной потребностью помогать, понимаешь, что пришло время не только что-то брать от жизни, но и отдавать, делиться. У каждого это происходит по-своему и в разные периоды жизни. Лично у меня так и произошло.
Ты просто слушаешь чью-то историю, и сердце откликается, хочешь помочь. В основном, конечно, мы занимаемся помощью и поддержкой именно детских медицинских учреждений, ведь через них проходит огромное количество больных деток.
— В чем вы черпаете силы?
— Природа — мой источник силы. Но, к сожалению, не всегда получается уединиться, побыть одной и помедитировать.
Но есть и другой источник энергии: когда ты занимаешься любимым делом. И когда осязаешь результаты своего труда, чувствуешь отклик и принимаешь благодарность людей, испытывающих положительные эмоции, связанные с твоим творчеством, твоими поступками, — все это тоже сильно питает, заряжает и придает сил.
— Если бы вы были коучем, какой бы совет дали женщинам?
— Из всего жизненного опыта я сделала вывод — нужно уметь слушать себя. Сила женщины в ее интуиции и мягкости. Нам дано это природой. Но зачастую мы себя просто не слышим. Только спустя какое-то время понимаешь: здесь была подсказка, а тут ты чувствовала, что нужно что-то сделать, но не сделала.
Женщинам дам совет: оставаться женщиной при любых обстоятельствах и при любых раскладах.
Если вы делаете большой бизнес, взвалили на себя сложные мужские задачи, нужно пытаться их решить по-женски. В этом и есть наша большая разница с мужчинами, в этом и есть наша сила. Я бы посоветовала использовать нашу мягкость и женскую силу всегда и везде. В том числе в семейной жизни. Когда нужно сохранить отношения, если такое вдруг происходит, вспомни, что ты женщина и должна пойти на компромисс. Женщина отвечает за то, чтобы семья сохранилась. Это важная истина.
— Какие мужские качества вы считаете важными для женщины?
— Я не разделяю наличие в человеке женских или мужских качеств. Прежде всего я ценю в человеке личные качества. Для меня неприемлемы предательство, ложь, подлость, трусость, инфантильность, безответственность. Они мне не импонируют ни в женщине, ни в мужчине. Одинаково высоко ценю ум, решительность, справедливость и хорошее чувство юмора. И, конечно, считаю: женщина должна оставаться женщиной, а мужчина — мужчиной.
— Без чего вы никогда не выйдете из дома?
— Никогда не выйду из дома без своей женской сумочки. Как смеется мой муж: «У тебя там вся твоя жизнь». На самом деле да. Она у меня всегда собрана. Я ее собираю с вечера и практически никогда из нее ничего не вынимаю. Поэтому редко меняю свои сумки, там все важное: начиная от паспорта и заканчивая каплями для глаз. Есть вещь в моей сумке, без которой я точно не выйду. Это, конечно, телефон. Плохо это или хорошо, но, думаю, нас это всех объединяет.
— О чем вы мечтаете?
— О мечтах, личных и сокровенных, не принято рассказывать. Но мы, я думаю, все мечтаем об одном: чтобы наступил мир, чтобы светлые силы победили тьму во всем мире.