— Мария Васильевна, кто входит в группу риска по рассеянному склерозу?
— В группу риска входят люди преимущественно молодого трудоспособного возраста. Например, у нас в Красноярском крае самая высокая заболеваемость — в возрасте от 25 до 38 лет. Чаще болеют женщины.
— Считается, что рассеянный склероз — это болезнь творческих натур (художников, музыкантов). Насколько это верно?
— Конечно, среди наших пациентов есть известные личности, актеры, художники, но сказать, что творческие специальности склонны больше болеть — нет, это не так. Заболеть может любой человек, и предрасполагающими факторами являются наследственная предрасположенность, образ жизни, недостаточность витамина Д, особенности питания, частые черепно-мозговые травмы, частые инфекции, особенно герпетические, например вирус Эпштейна—Барр.
— Какие симптомы должны в первую очередь насторожить и кто должен сразу идти обследоваться?
— Если у здорового человека развивается остро (в течение одного-двух дней) нарушение зрения на один или на оба глаза, особенно полная слепота, то это один из таких настораживающих факторов. Этот человек должен обратиться к врачу по месту прикрепления, чтобы его обследовали. Кроме нарушения зрения из симптомов можно выделить значимое нарушение чувствительности (например, человек теряет чувствительность половины тела или конечностей), нарушение движения, значимая слабость в половине тела или в нескольких конечностях, нарушение координации (человек шаркает при ходьбе). Словом, рассеянная неврологическая симптоматика. Однако люди ни в коем случае не должны искать у себя симптомы рассеянного склероза, самодиагностикой и самолечением заниматься не нужно. Проявления рассеянного склероза очень яркие, имеют выраженную степень, развиваются очень внезапно на фоне относительного благополучия. И любой внимательный к себе человек пропустить их в большинстве случаев не сможет. Если зрение постепенно снижается с течением жизни, то не нужно подозревать у себя рассеянный склероз. Точно так же, если человек устал после тяжелого рабочего дня, у него болела голова на фоне стресса, то тоже не надо приписывать себе рассеянный склероз.
— Какие способы ранней диагностики заболевания существуют?
— Сейчас ситуация по диагностике рассеянного склероза сильно изменилась. И это связано с повышением доступности магнитно-резонансной томографии головного мозга. Вся ранняя диагностика строится на том, что, во-первых, врачи научились на более ранних стадиях выявлять сам по себе рассеянный склероз и более внимательно отслеживают его симптомы. К тому же пациенты стали более настороженными и при первых значимых симптомах стали обращаться к врачам, а врачи — назначать МРТ головного, спинного мозга. Кроме того, появились лабораторные методы диагностики. В целом диагноз рассеянный склероз ставится врачом-неврологом на основании клинических проявлений (симптомов) и того, как протекает заболевание, а также на основании МРТ, на которой мы можем увидеть поражение спинного и головного мозга. При этом обязательно должны быть исключены другие заболевания, которые похожи на рассеянный склероз. Чаще всего диагноз ставится либо в специализированных центрах рассеянного склероза, либо в кабинетах рассеянного склероза подготовленными врачами, которые имеют квалификацию и опыт по ведению таких пациентов.
— Какие современные методы лечения рассеянного склероза доступны в России?
— Лечение проводится по разным направлениям. При внезапном остром состоянии (например, когда пациент ослеп на один глаз) человеку назначается терапия, направленная на устранение симптомов (чтобы зрение либо полностью восстановилось, либо частично). Такое лечение общедоступно на всей территории всей страны. Пациент госпитализируется в стационар и лечится согласно лечебным протоколам. Второе направление — это патогенетическая терапия препаратами, которые замедляют прогрессирование заболевания, уменьшают количество обострений и сохраняют качество жизни. Все пациенты на территории России, кому устанавливается этот диагноз, получают такие лекарства за счет федеральной государственной программы «14 высокозатратных нозологий». Препаратов в стране зарегистрировано уже более 12, многие из них входят в программу, и пациенты получают их бесплатно. Есть экспериментальные препараты, которые не зарегистрированы на территории РФ, и они предлагаются в различных клинических исследованиях в научных центрах. У нас в Красноярске тоже есть такие центры.
Третье направление — это симптоматическая терапия. Например, у пациента высокий мышечный тонус, и нужно мышцы расслабить. Назначаются специальные препараты.
В последние годы медицина далеко шагнула в разработке препаратов для терапии рассеянного склероза. Например, в начале 2000-х было только 2 группы препаратов (интерферон и глатирамера ацетат), а сейчас появилась группа моноклональных антител, это терапия иммунной реконституции. И такие лекарства тоже входят в федеральную программу и предоставляются пациентам бесплатно.
— Есть ли шанс, что болезнь будет полностью побеждена либо появятся лекарства, способные остановить ее прогрессирование?
— Раньше диагноз рассеянный склероз был приговором, а сейчас это заболевание, с которым можно вести нормальный образ жизни. Патогенетические препараты разработаны и доступны для всех форм течения болезни. Конечно, современной медицине есть куда развиваться. Та терапия, которая сейчас существует, в основном направлена на предотвращение отрицательной динамики по МРТ, обострений. Полностью излечиться от рассеянного склероза, как от гриппа или простуды, невозможно, потому что это хроническое прогрессирующее заболевание. Мы можем только замедлить его течение и максимально сохранить качество жизни на долгий срок. Но чем раньше установлен диагноз, чем раньше начата терапия, тем лучше прогноз у пациента.
СПРАВКА "МК"
Рассеянный склероз — это хроническое аутоиммунное заболевание, при котором повреждается миелиновая оболочка нервных волокон головного и спинного мозга. Повреждение нервного волокна порождает целый ряд неврологических симптомов: мышечную слабость, быструю утомляемость, проблемы со зрением. Перспективы таких больных — прогрессирующая инвалидизация, значительное снижение качества и сокращение продолжительности жизни. Дебют заболевания обычно бывает в возрасте от 20 до 40 лет. В отсутствие патогенетической терапии через 10 лет около 50% пациентов не могут работать и выполнять домашнюю работу, через 15 лет — не могут передвигаться самостоятельно, через 25 лет — не могут ходить даже с поддержкой.