Пакистанец Анес Маджид, потерявший пятерых родственников на лодке, затонувшей у берегов Греции 14 июня, с недоверием и растущим гневом наблюдал за безумными многомиллионными усилиями по спасению пятерых богатых мужчин, пропавших в море на прошлой неделе.
Как пишет The Guardian, как и тысячи других людей по всему Пакистану, Маджид, студент юридического факультета из управляемого Пакистаном Кашмира, скорбел на заупокойных молитвах, не имея тела, которое можно было бы похоронить. По меньшей мере 350 граждан Пакистана находились на переполненном судне, подтвердила в пятницу министр внутренних дел Рана Санаулла.
Мало надежды на то, что двоюродных братьев Маджида когда-нибудь найдут или вернут домой. Семья измучена растущими доказательствами того, что европейские власти знали, что лодка попала в беду, но не вмешались.
Тем не менее, когда они начали свой траур, началась масштабная спасательно-поисковая операция, в которой участвовали корабли из нескольких стран. Его целью были пятеро мужчин, также заблудившихся в глубинах океана, но в путешествии, которое они выбрали как приключение, а не как путешествие, на которое их толкнуло отчаяние. Двое из них также были гражданами Пакистана, но находились на противоположном конце социальной лестницы по отношению к двоюродным братьям Маджида – бизнесмену Шахзаде Давуду и его 19-летнему сыну Сулейману.
Контраст между двумя трагедиями на море, масштаб усилий по спасению тех, кто находится в опасности, и реакция мировых СМИ на обе истории вызвали дебаты внутри Пакистана о национальном и международном неравенстве и различных ценностях, придаваемых человеческим жизням.
“Мы были шокированы, узнав, что на эту спасательную миссию будут потрачены миллионы, – сказал Маджид. – Они использовали все ресурсы, и в результате этого поиска появилось так много новостей. Но они не потрудились разыскать сотни пакистанцев и других людей, находившихся на греческом судне. Это двойные стандарты... Они могли бы спасти многих людей, если бы захотели, или, по крайней мере, они могли бы вернуть тела”.
“Пять человек не виноваты в том, что сотни людей погибли у берегов Греции. Но это вина системы, в которой классовое неравенство настолько велико, – говорит одна высокопоставленная журналистка крупного пакистанского издания, попросившая не называть ее имени. – Когда люди указывают на это, это неправильно понимается как ненависть”. Она сказала, что освещение в местных СМИ смертей мигрантов, возможно, также было сокращено из-за усталости от многолетних сообщений о смертях и травмах в результате насилия и стихийных бедствий на родине.
Тем не менее масштабы средиземноморской трагедии было трудно осознать, пишет The Guardian. По словам главы МВД Пакистана, число погибших превысило 300 человек, что превысило число любых терактов в истории страны.
Зачастую медлительные власти Пакистана заявили, что арестовали 14 подозреваемых в связи с предполагаемой торговлей людьми, и в стране был объявлен день национального траура.
Это мало помогло утешить скорбящих родственников. Тридцатишестилетний Абдул Карим, владелец магазина из деревни недалеко от фактической границы с Индией в Кашмире, потерял двоюродных брата и дядю на лодке.
“Печально, что подводной лодке, на борту которой находились пять богатых людей, уделялось гораздо больше внимания, освещения и важности, чем мигрантам на греческом судне, – сказал он. – Миллионы долларов, должно быть, были потрачены на спасение богатых, но для бедных такой возможности нет. Даже пакистанское правительство не обратило никакого внимания на этот вопрос”.
Арсалан Хан, доцент кафедры антропологии Юнион-колледжа в Нью-Йорке, сказал, что интенсивное освещение семьи Давуд в средствах массовой информации в Пакистане и за его пределами придало им человечности в потере, которой не было у тех, кто погиб в Средиземном море. “Реакция на подлодку ”Титан" была гораздо более чуткой и полной скорби, – сказал он. – Такие различия создают впечатление, что именно последние больше заслуживают сопереживания и сострадания”. Они подчеркивают неравные ценности, придаваемые разным человеческим жизням, сознательно или бессознательно, обществом и правительствами, добавил он.
Повышение безопасности может предотвратить еще одну трагедию, подобную взрыву на “Титане”, но поток людей в Европу на негодных для мореходства судах вряд ли прекратится без глубоких изменений в экономической системе, которые заставили сотни людей рискнуть – и потерять – свои жизни в путешествии, которое, как они знали, было чрезвычайно опасным.
“Я знаю одно: бедные люди снова отправились бы в это смертельно опасное путешествие, поскольку они живут в нищете в Пакистане, а экономические условия невыносимы, – сказал Маджид. – Правительствам было бы лучше остановить это, а не топить их в открытом море”.
Читайте также: Названы сложности расследования катастрофы батискафа «Титан»