Понятно, что большинство родителей, в течение дня загруженных рабочими делами, решают проблему, вручив чаду смартфон или усадив его за компьютер. Однако при этом ответственные мамы и папы мучаются угрызениями совести, ведь вред от длительного пребывания в Интернете хорошо известен.
Детский и семейный психолог Елена Мошкова делает тут некоторую оговорку:
«Длительное сидение в Сети для детей любого возраста нежелательно, для младшеклассников — недопустимо, это действительно так. Однако следует понимать, в чем именно заключается вред. Главную опасность представляет нежелательный контент и компьютерные игры, способные сформировать зависимость. Но эти проблемы решаемые — для отсечения недетского контента существует множество программ, а время игр легко ограничить одним-двумя часами, в зависимости от возраста. Для этого тоже есть специальные блокировки.
В отношении всего остального пребывание в Сети нельзя считать однозначно вредным. Там можно найти множество развивающих программ, интересных и полезных видео, интерактива и пр. Надо только выбрать время (нерабочее) и изучить вопрос. Если ваш ребенок будет изучать на экране живую природу, устройство мира, историю и пр., то условный компьютер принесет ему только пользу. Я уж не говорю о том, что множество курсов и занятий для детей переместилось в Интернет, онлайн можно заниматься иностранными языками, рисованием, математикой и многим другим. Есть даже занятия разными видами физкультуры онлайн, но они все же предназначены скорее для взрослых, детям такое вряд ли будет интересно.
Чтобы снизить негативное влияние на зрение и осанку, оборудуйте для ребенка удобное место, выберите оптимальный монитор, следите за тем, чтобы не было сильного контраста между яркостью экрана и освещением в комнате, а также чтобы экран не был слишком тусклым. И не вспоминайте свое детство, которое вы так счастливо проводили без всяких компьютеров. Времена изменились, существенная часть жизни людей, и больших, и маленьких, переместилась в виртуальную реальность, и с этим следует смириться. Гаджеты и Интернет всегда будут спутниками наших детей, так пусть они умеют правильно с ними обращаться и знают обо всех рисках и подводных камнях».
Однако как лояльно ни относись к использованию детьми Интернета, без всяких сомнений, для нормального физического и психического развития подрастающее поколение нуждается в двигательной активности, прогулках на свежем воздухе, общению в реале и привычке совершать разные действия руками, а не только компьютерной мышью. Педиатры и психологи определяют время, которое возможно проводить за монитором, в 3–5 часов в день в зависимости от возраста.
Но рабочий день удаленщика обычно длится дольше. Как быть с остальным временем?
* * *
— Если есть возможность самому распределять время работы на дистанте и делать хотя бы небольшие паузы, то очень советую время от времени отрываться от работы и переключаться на ребенка, — рассказывает Андрей, папа московского второклассника. — Так получилось, что у нас в семье мама должна весь день находиться в офисе, а мне разрешили работать из дома, поэтому мы с сыном до вечера остаемся вдвоем. Но не могу сказать, что это очень тяжело. Например, я установил за правило: три раза в день мы выходим во двор тренироваться. У нас там есть неплохая спортивная площадка (как, наверное, практически во всех московских дворах), и мы разминаемся — подтягиваемся на турнике, делаем разные упражнения на тренажерах. Минут по 15–20 всего, больше работа не позволяет, но все равно это очень полезно и для меня, и для Валерки. А чтоб ему было интересно, я устраиваю с ним разные соревнования — мы подсчитываем, сколько удалось подходов сделать и как число отжиманий или подтягиваний растет, ведем даже запись в специальной тетрадке. Валерке эта «бухгалтерия» очень нравится, он старается всякий раз вписать в нее свое новое достижение. Ну и мое тоже. Иногда для разнообразия мы не качаемся, а бегаем — устанавливаем цель, скажем, до дальнего магазина и обратно. В магазине, чтоб цель была оправданной, покупаем что-нибудь вкусное. Если Валерке бегать неохота, он все равно соглашается, ибо стремится к этой самой цели.
А вернувшись домой, прежде чем сесть за компьютер, Андрей дает сыну какое-нибудь задание. Причем не просто игровое — собрать паззл или нарисовать картинку, а полезное для семьи.
— Я говорю ему: нужно ошкурить деревянную подставку под горячие кастрюли, она совсем почернела. Или помыть пол на кухне. Или протереть подоконники. Когда я первый раз предложил ему такое, то для меня было удивительно, насколько охотно он согласился, что ему понравилось быть полезным членом общества. Я понял, что главное в этом случае — не поручать что-то нудное и долгое. Задание должно выполняться достаточно быстро, и они должны быть разнообразными, иначе надоест. Ну и, конечно, нельзя настаивать. Иногда у Валерки нет настроения трудиться, тогда я говорю: о′кей, играй во что захочешь. Или мультики посмотри. Если давить, то легко можно любую охоту отбить.
Еще одно ноу-хау от Андрея — мультики и фильмы, без которых, конечно, не обходится практически ни один день его сына, он просит его потом пересказывать. Но делает это по-хитрому: не в виде задания, которое тот обязан выполнить, а в виде дружеской просьбы.
— Говорю ему: Валер, мне знакомые рекомендовали фильм про Чебурашку посмотреть, а я не знаю, хороший ли он? Может, сперва ты посмотришь, расскажешь мне, о чем там и стоит ли тратить время? Сын очень рад взять на себя такую ответственность и потом подробно рассказывает мне содержание. Таким образом я убиваю двух зайцев — и приличные фильмы ему подсовываю, и развиваю его речь, чтоб умел пересказать содержание... Короче, нас обоих не напрягает наше совместное времяпровождение. Хотя, конечно, очень ждем отпуска, когда всей семьей поедем на море!
* * *
Виктории, маме 11-летней Алисы, немного проще — она работает удаленно на даче, поэтому круг возможных занятий у ее дочки шире, чем у «городских» детей.
— Однако она все равно норовит усесться дома со смартфоном, — смеется Вика, — ей это интереснее, чем выйти в сад, поиграть во что-то живое. Поэтому приходится придумывать ей дела. Например, приготовить что-нибудь поесть — я объясняю, что из-за работы не успеваю сделать это сама, Алиса предлагает обойтись колбасой и мороженым, но я ссылаюсь на свои проблемы с желудком и настаиваю на полноценном обеде. Благодаря этому она уже многое научилась готовить — варит щи и кашу, режет салаты, жарит яичницу. Уже знает, что это ее обязанность, и относится к этому, может, не слишком радостно, но с пониманием и ответственностью.
А чтобы Алиса больше двигалась и проводила время на улице, Виктория нашла ей друзей. Нашла сама — дело в том, что дочь ее довольно замкнутая и застенчивая, поэтому знакомиться со сверстниками ей непросто. Но самоотверженная мама взяла это дело на себя.
— Я специально познакомилась с двумя семьями, живущими на соседних улицах, в которых есть дети близкого к Алисиному возраста. Пригласила их в гости, не поленилась накрыть стол. Взрослые сперва посидели за столом, потом благодаря моим стараниям отправились в сад играть с детьми — в итоге дочь осмелела, играла вместе со всеми, а потом и вовсе подружилась с новыми знакомыми. Мои усилия того стоили: после этого все стало значительно проще. Теперь то соседские дети приходят к Алисе, то она к ним. Конечно, когда они у нас, приходится присматривать за ними, но это значительно легче, чем постоянно придумывать, чем бы занять мающегося от безделья и скуки ребенка.
Объединяться с другими родителями — хорошая идея и для городского пребывания.
— Только не надо говорить, что вы незнакомы с мамами и папами одноклассников вашего ребенка, что терпеть не можете общения в родительских чатах и пр., — говорит школьный психолог Ольга Ванеева. — Ради благополучия детей и собственного удобства можно и познакомиться, и пообщаться. Родители или бабушки-дедушки могут договориться о том, чтобы по очереди ходить с ребятами в парк, возить их на экскурсии, да и просто собирать у себя дома, чтобы те могли вместе поиграть. Главное — не отмахиваться сразу и не бояться, хотя родители, как и дети, могут быть интровертами, необщительными людьми, избегающими лишних контактов. Поверьте — в данном случае контакты будут совсем не лишними.
* * *
Большое подспорье для родителей, работающих на удаленке, — всевозможные кружки и секции по интересам. Для тех, кто находится в мегаполисе, можно подыскать городские. Конечно, в наше время подавляющее их число платные, но взвесьте свои возможности — вероятно, отправить ребенка на пару часов с глаз долой стоит этих денег. А уж польза для самого школьника несомненна, любые занятия, даже самые простенькие и непритязательные, дают толчок к развитию.
Тем же, кто живет и работает с ребенком на даче или проживает в маленьком городе, можно рекомендовать онлайн-кружки. Тут выбор будет значительно шире.
— Большинство онлайн-секций предлагают пробное бесплатное занятие, — поясняет Ольга Ванеева. — Мой совет — не поленитесь, посидите рядом с сыном или дочкой во время этого занятия, причем с начала до конца, посмотрите, послушайте. Некоторые спрашивают ребенка: понравилось? Ну ок, тогда записываемся. Но детям бывает трудно самим оценить качество таких занятий, и, когда потом им становится скучно или трудно, они отказываются продолжать. Поэтому родителям стоит не только посмотреть пробное занятие, но и поговорить с преподавателем, узнать программу, методы, количество детей (если кружок групповой) и пр.
Можно организовать нечто подобное и самостоятельно, хотя это, конечно, потребует от родителей и креативности, и затрат времени. Вот как решила вопрос организации летнего отдыха двоих своих детей москвичка Валерия Левченко:
— Прошлым летом я отдыхала на даче со своими дочками 9 и 11 лет, — рассказывает она. — Вернее, это они отдыхали, а мне приходилось много работать. Девочки меня постоянно отвлекали, им было скучно, и даже несколько их подруг, живущих по соседству, ситуацию не спасали. Они бродили унылой толпой из семи человек и не знали, чем заняться.
Тогда я придумала для них глобальное мероприятие — дачный театр. Предложила пьесу, распечатала для каждой свой экземпляр. Мы распределили роли, и на неделю они были заняты — каждая учила свой текст. Потом я поручила им обустроить на нашем участке место под сцену, для этого надо было расчистить его от разного хлама, подмести, сделать небольшой заборчик, обозначающий рампу. На это у девчонок ушла еще неделя.
Потом у нас начались репетиции — первую я провела с ними сама, дальше они репетировали самостоятельно, я лишь в конце каждого дня приходила к ним «на прослушивание» и давала свои ценные режиссерские указания.
Вы бы слышали, какие у них там кипели страсти днем, когда они репетировали одни! Крики, споры, я даже боялась, что они сейчас перессорятся и весь наш театр развалится. Иногда приходили ко мне, чтобы рассудила, кто прав, но я сразу сказала: все вопросы оставляйте на вечер. Если бы я каждый раз их мирила днем, то точно бы не смогла работать.
Потом пришло время делать декорации и костюмы. Я объяснила, что театр у нас современный, поэтому заморачиваться реалистичной сценографией и одеждой мы не станем. Это была вынужденная мера — другие родители не участвовали в процессе, а шить и мастерить для них что-то сложное у меня точно не было времени. Поэтому костюмы сделали стилизованные, из мешков для мусора, а декорации — из чурбачков, которых у нас полна поленница. И тоже почти все они сделали сами, я только направляла и давала советы.
В итоге все у нас получилось замечательно! Родители пришли на представление и остались в восторге. И потом уже активно помогали в организации следующего спектакля. Дочки мои даже побурчали немного: мама, ты же у нас главный режиссер, так почему мамы Тани и Маши вмешиваются? Я им объяснила, что помимо главного в театре должны быть и просто режиссеры, и помощники режиссера... Одна из бабушек даже пошила им костюмы для исторической пьесы. А я практически устранилась, остаток лета посвятила работе, и никто мне не мешал.