Также в пояснительной записке к новому законопроекту депутаты апеллируют к ежегодным инцидентам вокруг ЕГЭ. Среди ЧП 2023 года названы «скандалы с завышением баллов в ряде регионов, с неработающими системами и техническими сбоями при обнародовании результатов, путаницей в самом механизме сдачи ЕГЭ». Упоминают парламентарии и «психологические срывы выпускников», пишут о «случаях суицида по итогам экзамена».
Дискуссии вокруг целесообразности, положительных сторонах и ужасах ЕГЭ ведутся с момента появления новой формы экзамена. Но особенно бурно вопрос отмены ЕГЭ-ОГЭ дискутируется с марта 2023-го, когда окончательно стало известно, что России уходит от болонской системы в вузах.
В исходе весенней дискуссии не только представители Рособрнадзора и Министерства просвещения, но и Михаил Мишустин, например, говорили о том, что отмены ЕГЭ в ближайшее время не предвидится. Мол, ЕГЭ не идеален, но он каждый год совершенствуется, неплохо работает как социальный лифт и противостоит коррупции при поступлении в вузы.
Ведущие эксперты в сфере образования уже устали доказывать, что отмена ЕГЭ означает коренной слом всей существующей системы школьного образования. А образование консервативно, там все ходы просчитаны на 5 и более лет вперед. Например, только что приняли новые образовательные стандарты, они даже еще не везде начали работать – стандарты разработаны на 5-7 лет вперед. В 2023-24 учебном году появятся единые программы обучения по предметам, они тоже заточены под ЕГЭ. Как и учебники, различные электронные школы и порталы, конструкторы программ, сайты по переобучению и повышению квалификации педагогов... Все эти разработки и продукты в свое время стоили десятков лет подготовки, экспертного-научного обсуждения и внедрения. И капвложений – в основном от государства, исчисляемых миллионами и даже миллиардами рублей.
- С точки зрения экономической, организационной сложности такой реформы по отмене ЕГЭ, это даже не хочется комментировать, – говорит эксперт. – И в правовом аспекте тоже – опять надо три федеральных закона менять и штук 50 подзаконных актов делать. Понятно, что сразу это не получится, и люди будут мучиться еще ряд лет. То есть, те, кто говорят «отменить ЕГЭ немедленно», либо сами не понимают, что предлагают. Либо, наоборот, очень хорошо понимают, что никто на такое не пойдет, и зарабатывают политические очки.
О конкретных улучшениях в системе ЕГЭ традиционно идут разговоры среди тех, кто «на земле»: учителей, членов комиссий на пунктах проведения экзаменов, учеников и родителей.
- Например, русский язык и так экзамен сложный, особенно для ребят с техническим складом ума, – говорит учитель русского языка из Москвы Лариса Панова. – Скажите мне, зачем абсолютно всем выпускникам сдавать трехступенчатый экзамен по русскому, да еще и сразу, в один день? Если сочинение и так для допуска к экзаменам написано. Стилистические задания и орфоэпические, то есть на правильную постановку ударений – зачем? Раньше такие знания не то что в школе, не во всех гуманитарных институтах давали. Средства выразительности языка, лексическая терминология – зачем это будущему физику-ядерщику?.. Быть может, кому-то странно, что я так о своем предмете пишу, обычно учителя считают, что чем больше знаний, тем лучше. Но думаю, и я в учительском сообществе не одинока, что на ЕГЭ нужен баланс. В современном экзамене по русскому языку, например, требуется либо приведение экзаменационных заданий к возможностям среднего ученика, со снижением количества и упрощением содержания. Либо разделение русского так же, как и математики, на «базу» и «профиль» для тех, кто идет в гуманитарные направления.