– Нам очень понравились само место, живописные окрестности, приветливые люди. Все пришлось по душе, – рассказывает Лариса Николаевна. – Поначалу все дела были в охотку: в доме прохладно станет, за дровишками побежишь. Печку натопишь. Жарко станет, дверку распахнешь. А потом опять по кругу: прохладно – дровишки – печка – дверка нараспашку. Привыкли к такому распорядку. Да и жизнь наша за городом была сезонная, летом приезжали в деревню в отпуск. А весной и осенью, если выдавались теплые деньки, наведывались по выходным и на праздники. Мы же еще и работали. Средства были нужны, чтобы в доме все обустроить, уют создать. Но возраст брал свое, тяжеловато стало. За теми же дровами иной раз не набегаешься, силы ведь уже не те.
Поначалу думали о газгольдере
Юрий, муж Ларисы Николаевны, – мужчина очень ответственный, мастеровой. Когда почувствовал, что с дровами тяжело возиться стало, стал подумывать о газгольдере –установка для хранения сжиженного газа. По сути эта автономная система газификации может использоваться для отопления загородного дома, если подключить ее к котлу. В доме всегда будет горячая вода, если ее подключить к водонагревателю. К газгольдеру можно смонтировать и газовую плиту и даже использовать его в качестве источника электроэнергии. Юрий начал мониторить эту тему, оценивать варианты установки газгольдера на участке в Харланихе.
– Когда мы оценили расходы, энтузиазм прошел. Оказалось, что первоначальные затраты на монтаж этой автономной системы будут очень высокими: более 400.000 рублей. Потом мы представили возможные сложности с его заправкой. Ведь нужно было обеспечить подъезд специальной машины. Затем нам объяснили, что за периодическое обслуживание тоже придется платить. В общем, этот способ газификации наших владений в конечном итоге мы отмели, – рассказывает Лариса Аванская. – Потом случайно узнали от соседей, что больше 45 населенных пунктов в нашем Волоколамском районе вошли в программу социальной газификации, которая реализуется по поручению нашего Президента. Стали собирать по этой теме информацию. Оказалось, что у нас в Харланихе еще несколько лет назад провели газ, но только по коммерческому проекту. Сельчане, которые жили с краю, скинулись и за свой счет подвели к своим домам газовые коммуникации. Для них это подключение обошлось не очень дорого, потому что труба проходила где-то рядом. А вообще наша деревенька не очень большая. Пожалуй, и ста домов не наберется.
Наш газовый вопрос решился быстро
В общем, благодаря тому коммерческому газовому проекту у обитателей Харланихи появился шанс догазифицироваться по социальной программе.
– В тот проект несколько лет назад вложились всего несколько человек. И вот теперь благодаря им сегодня у остальных сельчан появилась возможность подключить газ. У меня, конечно, возникали мысли, что это несправедливо по отношению к первопроходцам. Ведь они фактически за свои средства предоставили нам такой подарок. Я даже ждала, что кто-то из них придет и скажет: «Компенсируйте нам расходы». Но никто не пришел. А сами мы такое нашим «благодетелям» не предложили. Наверное, по этому поводу порой и совесть может терзать, – рассказывает Лариса Аванская. – Но за газовыми делами про это как-то все забылось. Ведь коммуникации к каждому участку газовики теперь подводят бесплатно. Рядом с нами вдоль дороги – соседняя деревня. А вот она-то не газифицирована. Потому что до нее еще трубу тянуть надо, и скорее всего от того самого места, где наша труба поворачивает в Харланиху.
Пока Аванские решали организационные вопросы, наступила осень.
– Я мужу говорила, стоит ли под зиму газификацию затевать. Вдруг раскопают траншею и морозы ударят или еще какой-то «сюрприз» приключится. Но мой Юрий – реалист. Он может правильно, без суеты оценить ситуацию, принять верное решение. В общем, он сказал, что тянуть не стоит. Работы по подключению к газу начались у нас прошлой осенью, а газ дали уже в июне этого года. И несмотря на то что обещали все сделать под ключ еще весной, я считаю, что наш газовый вопрос решился быстро. Возможно, задержка на несколько месяцев произошла из-за того, что приходилось периодически ездить на работу в Москву. Нельзя же бросать такое ответственное мероприятие, как газификация, на самотек. У меня супруг предпочитает все контролировать лично. Но в то же время он очень дорожит тем фактом, что в своем «непионерском» возрасте он востребован на работе, он нужен, да и сам Юрий держится за свое рабочее место, – говорит Лариса. – Прокладка труб от забора до вентиля обошлась нам с материалами и работой в 180 тысяч. Сумма получилась приличная, учитывая, что от границы участка до дома у нас всего 9 метров. Но дело в том, что по прямой эту коммуникацию ну никак нельзя было провести. На участке были препятствия, которые пришлось ювелирно обходить. Конфигурация трубы получилась сложная. Но у нас на каждый ее поворот есть бумага. Это очень важно. Когда проводились работы, приходилось во все вникать. Я, например, очень удивилась, когда узнала, что при подземной прокладке газовых сетей можно использовать полимерные трубы. Мне всегда казалось, что они должны быть из металла. Но газовики нас просветили и охотно рассказали, что самыми популярными материалами труб считаются полипропилен и полиэтилен. Их можно гнуть, они не поддаются коррозии, удобны для монтажа и стоят не так дорого. Но пластмассовые трубы используются только для монтажа линий с низким давлением. Их даже маркируют. Например, полиэтиленовая труба, которую применяют для газификации частных домов, – черного цвета с желтыми отметками. Эту новую для меня тему я осваивала с удовольствием. Мне было приятно, что сотрудники газовой службы терпеливо и грамотно отвечали на мои вопросы. Но самое главное – мне все было понятно.
Заземлиться и провентилировать
Потом Аванские приобрели котел.
– Котел мы купили двухконтурный: на плиту и батареи отопления. Вообще, котлы отличаются способом приготовления горячей воды. Мы выбрали именно двухконтурный, потому что хотели, чтобы у нас и отопление было, и вода горячая. В таких котлах горячая вода готовится внутри в проточном режиме, проходя через вторичный теплообменник котла. Но подобный способ получения горячей воды больше подходит для домов небольшой площади. Например, на 2 точки водоразбора – на санузел и кухню вполне хватает, – говорит Юрий. – В общем, нам с женой на двоих такой вариант очень даже подошел.
Очень ответственный этап – запустить мероприятия по организации заземления и вентиляции.
– На работы по заземлению и проводке вентиляционных коммуникаций я пригласил бригаду, которая была в списке аффилированных с газовиками организаций. У них были все допуски и разрешения. Это очень важно. В противном случае будет сложно получить разрешение на подключение. Конечно, можно приглашать и своих знакомых рабочих для заземления, монтажа вентиляции. Но настанет день, когда газовики придут подписывать акт на подачу газа. Вот тогда все эти работы будут проверяться на предмет безопасности по установленным стандартам и нормативам. Если вдруг где-то накосячено, придется переделывать.
Жизнь стала намного интереснее
Аванские с момента прихода газа в дом пребывают в приподнятом настроении.
– У нас появилось больше свободного времени для себя, можно заняться своими любимыми делами. А расходы? Они восполнимы, – говорит Юрий. – За все документы, материалы, работы под ключ мы заплатили 450 тысяч рублей. Это прилично. По-честному, можно было бы сэкономить примерно вдвое, если самим, например, копать траншею под трубу, делать вентиляцию и т. п. Например, за работы по монтажу отопления пришлось выложить 80 тысяч плюс стоимость проекта для него 15 тысяч. Конечно, все это можно было бы сделать самостоятельно и без проекта. Просто не было у нас на такие дела свободного времени. Основную работу ведь не бросишь. Кстати, все, что идет до главного вентиля, делается сотрудниками газового хозяйства. Остальное (плита, шланги, котел и т.п.) человек выбирает сам. Кстати, очень советую ставить котел на кухне. В этом случае требований к установке будет значительно меньше. За сам факт подключения и пуск газа мы выложили 8 тысяч и столько же за годовое техобслуживание. Необходимые счетчики мы, конечно, поставили, а вот анализатор газа – нет. Нам сказали, что это необязательно. Так сложилось, что этой зимой свой дом в Харланихе мы посещали редко. А когда удалось приехать, в доме была холодина. Оказалось, что котел разморозился. Случился сбой: система выдала ошибку, и отопление отключилось. Неприятный был момент. Тогда я позвонил в газовую службу, где мне объяснили, как вручную сбросить ошибку. Я выполнил все по инструкции, и все заработало. Но я же не мог просто так успокоиться. Достал всю документацию, разобрался с функционированием главных узлов системы и выяснил, что подобные ошибки случаются. Бывает, что они указывают на неисправность котла, но сам котел на самом деле в порядке. Но все эти моменты нужно проверять. А в целом – мы всем довольны.
***
Во время завершения материала я позвонила Аванским, уточнить некоторые вопросы. Лариса ответила быстро, голос у нее был необычно радостный.
– Вы не поверите! Случилось невероятное! Мой муж ушел с работы, которой когда-то очень дорожил. На мой вопрос: «Почему?» – он ответил: «Ты понимаешь, когда у нас появился комфорт в Харланихе, я почувствовал, что ЖИВУ! А ведь раньше жизнь будто проходила мимо меня, я все пытался заработать и не чувствовал ее по-настоящему». В общем, мужа теперь из Харланихи за уши не вытащишь. Открою еще один секрет – мы теперь деревенские жители. Полностью из Москвы сюда переехали. Зачем нам город, если здесь такая красота! А третий секрет – мы оба сейчас испытываем те же чувства, когда с мужем только познакомились. Часами гуляем по лесу, у реки, болтаем обо всем, даже целуемся. А ведь мы-то уже пенсионеры. Жизнь на природе с нами чудо сотворила.
Фото из личного архива семьи Аванских