В научной статье, опубликованной в медицинском журнале в прошлом месяце, доктор Дейл Моле, бывший директор отдела подводной медицины и радиационного здоровья ВМС США, подробно описал "враждебную" среду на борту коммерческих подводных аппаратов, где пассажиры сталкиваются с истощением запасов кислорода, уровнем токсичного углекислого газа и резким падением температуры.
Как пишет Daily Mail, батискаф «Титан», который все еще числится пропавшим без вести, оснащен скруббером углекислого газа для удаления избытка токсичного газа, который образуется при выдохе пассажирами в замкнутом пространстве, но у большинства судов его мощность ограничена.
Существует также риск переохлаждения из-за низких температур в глубинах океана, а также гипервентиляции, вызванной приступами паники, которые могут израсходовать больше ценного кислорода.
Статья доктора Моле была опубликована в научном журнале 29 мая, всего за 20 дней до того, как батискаф “Титан” потерял связь со своим материнским кораблем, в результате чего пять человек оказались в ловушке. По данным береговой охраны США, кислорода на подлодке осталось всего на несколько десятков часов.
Разговаривая с DailyMail.com доктор Моле сказал, что спасение пассажиров - это "очень большая" гонка со временем, если они еще не погибли от "катастрофического разрыва сосуда высокого давления".
Судно "Титан", которое осматривало обломки "Титаника", погрузилось в океанские воды в воскресенье в 8 утра по восточному времени примерно в 400 милях к юго-востоку от Сент-Джонса (Ньюфаундленд, Канада). Батискаф потерял связь со своим кораблем-носителем через час и 45 минут после погружения.
Пока месторасположение судна не обнаружено, пятеро туристов "Титаника" — включая британского миллиардера, французского эксперта по морским делам, британского бизнесмена и одного из богатейших людей Пакистана и его сына — сталкиваются с двойной угрозой: нехваткой кислорода и экстремальным холодом на глубине двух миль под поверхностью моря.
Есть маленький шанс, что “Титан” может находиться на поверхности океана, но поскольку пассажиры были заперты внутри основной капсулы 17 болтами, которые можно открыть только снаружи, они оказались в ловушке и по-прежнему могут задохнуться, если их не найдут в ближайшее время.
В своей статье, опубликованной в журнале Ciottone's Disaster Medicine, доктор Моле пишет: "Экипаж, оказавшийся в ловушке на затонувшем корабле или подводной лодке, сталкивается со многими физиологическими проблемами, включая токсичные газы, воздействие повышенного давления окружающей среды и гипотермию".
Доктор Моле рассказал DailyMail.com: "Всякий раз, когда люди оказываются запертыми в герметичном пространстве, большинство людей могут подумать о кислороде, но на самом деле большую проблему вызывает углекислый газ. В подводном аппарате у них будет какая-нибудь система очистки от углекислого газа. Если бы у них разрядился аккумулятор, то эта система больше не работала бы”.
Система очистки удаляет углекислый газ из атмосферы, делая воздух безопасным для дыхания, поясняет Daily Mail.
Доктор Моле сказал: "Когда люди внутри вдыхают кислород, они выдыхают кислород, и его содержание повышается примерно с 21 до 17 процентов [кислорода]. Но они будут выдыхать углекислый газ, и этот углекислый газ должен быть удален, потому что в противном случае он становится токсичным. Людям внутри будет трудно дышать, их глубина дыхания увеличится. У них начнутся головные боли, и они постепенно потеряют сознание. Повышающийся уровень углекислого газа - это то, что убивает людей в первую очередь, когда они находятся в герметичной среде, а не уровень кислорода”.
Если подводный аппарат не будет найден в течение следующих 40 часов, доктор Моле сказал: "Как только они потеряют способность удалять углекислый газ из внутренней атмосферы, это приведет к летальному исходу".
Он объяснил: "Это все равно что надеть мешок на голову. У них возникнет ощущение духоты или нехватки воздуха, а затем за этим последует потеря сознания”.
Переохлаждение - еще один значительный риск для тех, кто находится на борту, продолжает Daily Mail.
Доктор Моле сказал: “Внутри такого небольшого подводного аппарата электронное оборудование на борту будет генерировать некоторое внутреннее тепло, и пассажиры будут вырабатывать тепло, поскольку это не очень большое пространство. Но поскольку средняя сфера соприкасается с океаном, там быстро станет довольно холодно. Средняя температура океана составляет 41 градус по Фаренгейту (5 градусов Цельсия)”.
"Сначала [пассажиры] начинают дрожать, пытаясь выработать тепло, которое расходует больше кислорода, а затем часто на первых порах это сказывается на рассудительности".
Потом они потеряют способность пользоваться руками, а "затем постепенно впадут в бессознательное состояние", - сказал доктор Моле.
Он добавил: "Вы должны стараться сохранять как можно больше спокойствия и выключать как можно больше электрооборудования, чтобы сэкономить заряд батареи и убедиться, что у вас достаточно энергии для ваших скрубберов".
Другая возможность - "какой-то несчастный случай, который больше походил на катастрофический разрыв сосуда высокого давления", - рассказывает доктор Моле.
Эксперт сказал: "Это происходит так быстро, что вы действительно не поняли бы, что произошло".
Если бы это было так, то находившиеся на борту погибли бы мгновенно, добавил он.
Если подводный аппарат все еще цел, отмечает доктор Моле, пассажиры пока не должны испытывать каких-либо неблагоприятных последствий для здоровья: "Согласно объявленным 96 часам кислорода или жизнеобеспечения, можно было бы предположить, что все будет работать в обычном режиме".
Оказавшись во все более стрессовой ситуации, пассажиры подводной лодки также, скорее всего, запаникуют. Симптомы панической атаки включают учащенное сердцебиение, одышку, дрожь и мышечное напряжение. Люди могут чувствовать головокружение, тошноту, а также испытывать дрожь и потливость.
Пассажиры могут начать дышать быстро и глубоко, что может привести к выдыханию слишком большого количества углекислого газа при вдыхании слишком малого количества кислорода.Все это может привести к гипервентиляции, из-за которой вам может показаться, что вы вот-вот потеряете сознание.
Доктор Моул представил свою статью в журнал два года назад, которая по совпадению была опубликована за несколько недель до инцидента с "Титаном".
В нем говорилось: "Национальные и международные правительства и организации должны иметь надежный план поисково-спасательных действий, который регулярно выполняется. Медицинский персонал должен хорошо разбираться в уникальных особенностях морской медицины, а также быть неотъемлемой частью любой спасательной команды".
Читайте также: Врач назвал основные проблемы, с которыми могут столкнуться на глубине участники экспедиции к «Титанику»