Есть ли у экипажа шансы выжить, если воздуха у них осталось меньше чем на 90 часов? Кто может спасти людей, застрявших под многометровой толщей воды? Об этом «МК» рассказал военный эксперт капитан 1 ранга в запасе Владимир Гундаров.
– Предельная глубина погружения этого батискафа – 4000 метров, – поясняет Гундаров. – «Титаник» лежит на глубине 3600 метров. То есть аппарат с людьми погрузился почти на свою предельную глубину. Водолазам даже с применением специального устройства «водолазный колокол» на эту глубину не опуститься.
– Как же тогда спасти людей?
– Поднять их можно только с помощью подводного аппарата, который может погружаться на такие глубины. Других вариантов спасения не существует.
У нас в России есть аппараты «Мир». Они могут погружаться на глубину до 6000 метров. Собственно, они же первыми и обследовали «Титаник» – их использовали при подводных съемках фильма Джеймса Камерона в 1995 году, во многих документальных фильмах об исследованиях Мирового океана. Кстати, в августе 2009 года Владимир Путин на одном из этих аппаратов совершил погружение на дно Байкала. «Мир» можно и сейчас было бы использовать для спасения батискафа компании OceanGate Expedition в Атлантике.
– Как это выглядит технически?
– Подводные «Миры» имеют специальные манипуляторы. С их помощью можно подвести стальные тросы под застрявший на дне аппарат. Затем на этих тросах уже надводный корабль может поднять аварийный батискаф. Причем делать это нужно быстро. Запас воздуха у экипажа под водой – меньше чем на четверо суток. Времени осталось до вечера 22 июня...
– Связь с затонувшим аппаратом появилась, но не сообщается, почему он не может подняться наверх.
– Судя по всему, вышла из строя какая-то из его систем. Гадать сложно, но, похоже, не хватило сжатого воздуха для продувки балласта, чтобы батискаф сам всплыл. Возможно, произошел прорыв какого-то клапана, и сжатый воздух улетучился. В любом случае причина – техническая.
– Вы говорите, наши аппараты «Мир» могли бы спасти экипаж батискафа. Но захотят ли его владельцы обратиться за помощью к России?
– Трудно сказать. В любом случае владельцам компании OceanGate Expedition надо кто-то обратиться к нашему правительству, чтобы оно дало команду судну с аппаратами «Мир» выйти в море и отправиться на помощь.
Кроме того, где эти наши «Миры» сейчас? У нас их два – оба таких подводных аппарата и их научно-исследовательское судно обеспечения «Академик Келдыш» могут быть сейчас задействованы в каких-нибудь дальних точках Мирового океана. Они постоянно заняты.
– То есть они могут просто не успеть к месту аварии?
– Если они находятся сейчас где-нибудь, допустим, в Питере, то к месту аварии судну идти чуть больше суток. Если все сделать быстро, то теоретически могли бы успеть.
– Какие еще страны имеют аналогичные подводные аппараты и смогли бы помочь?
– Только США. Был аналогичный аппарат «Нотиль» еще у французов, «Синкай» – у японцев. Этот чемпион вообще погружался на 6527 метров. Но трудно сказать в каком они сейчас находятся состоянии. Наш «Мир» даже западными специалистами признан самым оснащенным и наиболее работоспособным исследовательским инструментом для глубоководных исследований.
Есть еще глубоководные аппараты у Британии, Норвегии. Они, кстати, участвовали в подъеме нашей затонувшей подлодки «Курск». Но «Курск» лежал на глубине всего 108 метров. И эти аппараты работают максимум до глубин 400-500 метров. Они предназначены в основном для аварийных работ на нефтяных платформах. В случае с «Титаником» речь идет уже о километрах.
– Могли бы мы для спасения людей предоставить не гражданский исследовательский «Мир», а свои военные подводные глубинные аппараты? К примеру, «Лошарик» – у нас ведь есть такие.
– Об этих наших военных аппаратах стало широко известно, когда в июле 2019 года на глубоководной станции АС-31 «Лошарик» в районе Кольского залива Баренцева моря произошел пожар, и погибли 14 моряков-подводников. Такие станции тоже могут опускаться на большую глубину, до 6000 метров, и также имеют манипуляторы. Однако считаю, что «Лошарики» не будут участвовать в этой спасательной операции. Однозначно. Это все-таки наш секретный аппарат. И хотя оружия на нем нет, там имеется радиоэлектронная аппаратура, так как эти подводные аппараты могут вести на глубине радиоэлектронную разведку.
Да и потом, зачем привлекать к спасательной операции военных, если с этим гораздо лучше могут справиться гражданские специалисты? Это могут быть либо американцы, либо мы. Такие дорогостоящие и технически сложные подводные аппараты имеют лишь США и Россия. Не сомневаюсь, если нас попросят о помощи, мы моментально откликнемся.
Читайте также: "Эксперт скептически оценил шансы на спасение экипажа пропавшего на пути к «Титанику» аппарата"