Массовые жалобы на необоснованно низкие баллы за русский язык начали поступать накануне из Московского региона. Даже отличники получили по 40-50 баллов и меньше. «Дочь шла на красный аттестат, рассчитывала минимум на 97 баллов, она всю ночь рыдала», – пишут из Реутова. В министерстве образования МО признали, что случился технический сбой компьютера, проверяющего первую часть тестового задания и сочинений. Поэтому-то на личные странички 11-классников насыпались некорректные результаты. Сбой «уже устранен и коснулся всего 2,8 тыс. выпускников из более чем 35 тыс. сдающих», – сообщили пресс-службе ведомства. Правильные данные загружаются. Если и при обновлении информации что-то не то, «существует апелляция».
ЕГЭ по русскому языку многие выпускники сочли тяжелым, сложнее, чем в 2022 году. Обещанные новинки, «задания повышенной сложности», содержали каверзные вопросы по ударениям и редкие случаи морфологии. «Вот, например, слово «сверхъяркий», – рассказывает Петр, который рассчитывал на 80-90 баллов по русскому языку, а получил 64 балла. «Я специально опросил человек 20, и из них только один знал, что там нужен твердый знак». Второй причиной невысокого балла он называет тему сочинения – ему досталось «Что значит достойно пережить поражение». «Как будто они что-то знали на этот счет», – шутит выпускник. «Честно, я этот блок хуже готовил, больше литературные вопросы. И тут просто не знал, какую поставить «причину» (один из обязательных элементов оценивания сочинения по ЕГЭ). От балды поставил…»
Ранее «МК» писал о том, что в регионах на профильной математике дали «хитрое «экономически-банковское» задание №15, с которым почти никто не справился». Мол, и в демо-версии ничего даже отдаленно похожего не было. Что и породило конспирологические версии: регионы зарубили, чтобы не ехали все в Москву. А русский усложнили, чтобы все пошли на технические специальности…
- Не думаю, что это так, – говорит эксперт по сдаче ЕГЭ. – Очень сложно это устроить, потому что конкретное содержание КИМов (экзаменационные задания – авт.) формирует экспертная комиссия при ФИПИ. И комиссии эти никак не связанны друг с другом. Они тяготеют к усложнениям заданий и сами по себе…
Между тем, Минпросвещения поспешило возвестить об увеличении средних баллов по предметам, которые сдавали первыми. Химия в среднем по стране выросла с 54,2 до 56,2 балла, стобалльников стало больше на 4%. Литература тоже немного выросла – с 60,7 до почти 64 баллов. География не просела, и ладно…
Больше ни о каких экзаменах официальных данных нет, не посчитали еще. У сдающих мнения разделились. Про историю спектр сообщений велик: от «проверка дюже сложная, ближе к лютой» – до «на пробнике все было было гораздо сложнее». Экзаменационная лотерея тоже никуда не делась – кому-то достался вопрос о хрониках Смутного времени, а кому-то: «Указать руководителя КПСС на момент даты выхода медали, посвященной первому спутнику».
Примерно то же самое написавшие ЕГЭ сообщают про обществознание (наиболее частый дополнительный предмет ЕГЭ для тех, кто поступает по гуманитарным и естественно-научным специальностям). Вопросы в основном были знакомые, к ним и готовились. Но кому-то доставались и сложные задания, например, №23 – о положениях Конституции.
В общем, если подвести предварительный итог, выпускники довольны физикой и химией, русский многие сочли сложноватым, на базовую математику жалоб нет. Английский в этом году был не фаворе, его выбрало значительно меньше учеников, чем раньше (а в некоторых школах открыто не рекомендовали брать его на ЕГЭ). Биология – традиционно сложный экзамен, ведь с ним идут в медуниверситеты, –был на обычном уровне. Кому-то он показался простым, а кто-то спрашивает: «Уже очнулись от шока?» Особенно озадачило тех, кому досталась, новое задание по генетике «с подвертом». Но оно было таким как в Москве, так и в регионах.