Картозия решил воспитывать юную аудиторию на Германе и Тарковском

"После полуночи начинается чудо"

В полночь, после того как часы пробьют 12 и карета превратится в тыкву, на канале «Пятница» начинается чудо. Там на прошлой неделе показывали фильмы Тарковского все дни, кроме выходных. А на этой — Алексея Германа. Такого еще не было, никогда. Я же говорю — чудо.

"После полуночи начинается чудо"

Что такое «Пятница»? Ну продвинутый молодежный канал, как они сами про себя говорят. Бесконечные путешествия, готовка, кулинария, знакомства. По меркам нашей Палестины довольно стильно, местами со вкусом, только и всего. Да, лицо необщим выраженьем отличалось, ну и что?

Я (последняя буква в алфавите) про «Пятницу» никогда не писал, почти не замечал. Считал, что такое телевидение давно перерос, вышел из этих коротких штанишек. Люди 12+ хотят так развлекаться, и пусть. Мне лично «Культура» ближе и «Матч-ТВ», ну вы знаете.

А кто Робинзон у этой «Пятницы»? Николай Борисович Картозия, прошу любить и жаловать. Автор и исполнитель самых скандальных проектов на прежнем НТВ, генеральный директор. Лауреат множества премий ТЭФИ. В свободное время композитор. Умнейший человек на самом деле, рефлексирующий. Один из зачинателей блестящего документального кино «Бродский не поэт». Это важно.

Итак, молодежный, развлекательный — и вдруг Тарковский. Вдруг Герман. А, собственно, почему вдруг? Мне всегда казалось странной эта нишевость, «неформат», то есть на этом канале вы будете смотреть только такое кино (скажем, американское) и никакое другое. Даже не думайте! А здесь — только боевики или только ужастики. Вот здесь будет юмор так называемый современный, от «Комеди», а здесь — исключительно «Уральские пельмени», и никаких гвоздей. Ну а тут Петросян, конечно, и «новые (уже очень старые) русские бабки».

Мне такая узкая специализация совсем не по нраву. Поэтому я радуюсь, когда на НТВ показывают «Афоню» или «Белое солнце пустыни», а на РЕН ТВ всего Балабанова. Расширяет сознание, знаете ли.

И вот Тарковский на «Пятнице». Почему? По-моему, я догадался. Мы же в ответе за тех, кого приручили, правда? «Мальчики и девочки, — наверное, решило «пятничное» начальство, — хватит вам знакомиться, сексом заниматься, есть, пить, гулять». Вернее, не только это. Есть и другая жизнь, понимайте ее, чувствуйте. Время сейчас судьбоносное.

Поэтому что? «Думайте, думайте, думайте!» — призывают на «Пятнице» свою юную паству. Тарковский, Герман — это для того, чтобы думать, соображать. Не будьте простыми как амеба, простота хуже воровства. Время вокруг сложное, но и мыслить надо сложно. «Думайте сами, решайте сами…» — так писал Аронов. Я правильно понял?

ГУД БАЙ, ЛЕНИН

Моя любимая рубрика на «Культуре» — «XX век». Здесь показывают лучшие программы прошлого, ушедшего. Отличный способ телепортироваться в то прекрасное далеко, покинувшее нас навсегда. Куда уходит детство?

Показали «Кинопанораму» от 1983 года. Ничего не произошло, просто встретились Эльдар Рязанов с Булатом Окуджавой. Вот и поговорили.

1983-й отлично помню. Так себе годик. Мы сбили южнокорейский самолет. Четвертый год шла война в Афганистане, о которой нам почти ничего не сообщали. Андропов был еще скорее жив, чем мертв, все время кого-то сажали. В центре Москвы менты облавой шарили по кинотеатрам, боролись с тунеядцами. В общем, времечко ничего особенного. Но Рязанов встретился с Окуджавой, и все остальное стало не важно.

Эльдар Александрович влюбленно расспрашивал Булата Шалвовича, так нежно к нему относился, и тема хорошая — Окуджава в кино. Он пел свое под гитару, такое меланхоличное. Навсегда. В 1983-м.

И мне захотелось… Ну, это только мне, не берите в голову. Мне захотелось послать нынешнее время ко всем чертям на фиг, на фиг и уехать, убежать, умчаться на сорок лет назад. Туда, где Рязанов встречается с Окуджавой.

Хочется закрыть глаза и оказаться там. Нет, не подумайте, я знаю, как тогда было. Все не так, ребята. И застой, и диссиденты, и КГБ, и очереди бесконечные. Но там, на «Кинопанораме», Рязанов встретился с Окуджавой.

Телевидение дает великую иллюзию путешествия во времени. Вот смотрю «Заставу Ильича» или «Я шагаю по Москве», и я в оттепели. Или «Песня года-72» с Ротару, Толкуновой, Лещенко, Пьехой, Хилем, Кобзоном, Магомаевым — здравствуй, Леонид Ильич! Я путешествую по местам своего детства...

На день рождения мне решили подарить «старый телевизор», компьютер, где я мог бы на экран выводить любимые программы прошлого. Я испугался, замахал руками: «Да вы что! Я ведь там и останусь, в прошлом, и сюда, на свет божий, уже не появлюсь, не вернусь. Это как в немецком фильме «Гуд бай, Ленин!», когда ГДР превратилась в ФРГ, рухнула Берлинская стена, и, чтобы с мамой главного героя, правоверной коммунисткой, не случился сердечный приступ, дети стали ей крутить по телеку видео из недавнего «развитого социализма» с любимым партайгеноссе Эрихом Хонеккером. Вот я тоже такая мама.

Но там, в «Кинопанораме», Рязанов встретился с Окуджавой. Этого достаточно. То, чего не будет уже никогда.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29048 от 14 июня 2023

Заголовок в газете: А теперь Тарковский!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру