Преподаватели в ряде регионов жалуются на невыносимые условия пребывания в ППЭ. Приходят на пункт к 8 часам, позавтракав в 6.00, а кто-то и раньше. «Нам не разрешают ничего брать с собой, ну, можете шоколадку в руках».
– Я вышла с ППЭ после 16.00. Восемь часов без питания! Мы что, рабы? Неужели нельзя организовать питание? Доезжаешь до дома (а это еще два часа) в полуобморочном состоянии и с головной болью на неделю, – пожаловалась нам педагог на условиях анонимности.
Как выяснил «МК», в разных регионах условия для учителей создаются разные. И в маленьких городках, что примечательно, о педагогах заботятся даже больше, чем в мегаполисах. Там есть послабления в этом вопросе.
– У нас можно выходить, – рассказала «МК» организатор ЕГЭ из ХМАО. – Я просто закрываю глаза на то, что организаторы выходят из ППЭ и идут в отдельный кабинет обедать. При этом в аудиторию заходит организатор, так что правило соблюдено, нарушения интересов детей нет. Нигде не написано, что организатор не может выйти из ППЭ, но это подразумевается. Проблема питания есть, такая возможность не предусмотрена Порядками проведения экзамена, поэтому выкручиваются кто как может, по сути, все с нарушениями. Проносить в пункт личные вещи нельзя, выходить из ППЭ нельзя. Так что руководители просто выбирают из двух зол, либо разрешить выйти из ППЭ (как я) и человек зайдет обратно с одним паспортом, либо разрешить проносить в ППЭ еду.
Я считаю, что надо сделать в ППЭ комнату отдыха организаторов и разрешить проносить еду. И все, никаких проблем не будет. И нарушений тоже! Тех руководителей ППЭ, которые ничего не разрешают, тоже понять можно, накажут-то их, если будет проверка…
– Перед сегодняшним экзаменом я обратилась к руководству ППЭ с вежливой просьбой выделить нам какое-то место, где бы мы могли перекусить, – поделилась с «МК» учитель, ответственный организатор в аудитории на ЕГЭ из Санкт-Петербурга. – На что мне сказали: нет, это невозможно. И вообще, вы можете кушать только после экзамена. Я вежливо возразила, что лично мой организм не выдерживает столько без еды. Мне предложили выбрать другой трудовой, так сказать, путь. Мол, меня никто не держит, несмотря на высокие баллы ЕГЭ моих школьников (90), победы в районных олимпиадах и т.д. Больше этот вопрос я ни поднимать, ни обсуждать не буду. На ППЭ, кстати, сидели два педагогических коллектива, и меня не поддержал никто…
Что касается законов, то учительница пояснила нам: «В указе о проведении ЕГЭ есть о детях, что их можно кормить, если экзамен длится больше четырех часов. Об учителях ничего нет».
Другие сельские педагоги делятся положительным опытом. «Вполне можно организовать все по-человечески! У нас и чайник, и бутерброды, и столовая работает, потому что дети из деревень приезжают. Странно все это читать», – удивилась представитель учительского сообщества из села Екатеринославка в Алтайском крае.
Многие педагоги советуют своим собратьям по профессии бороться за свои права: «Перед экзаменом всем коллективом ставьте вопрос ребром и требуйте организовать пункт питания! Либо несите с собой не шоколадку, а контейнер с едой и воду или чай».
Оказывается, в прошлые годы с этим делом было полегче. Учителя брали с собой еду и оставляли на подоконнике, где также лежали шоколадки детей и стояла вода. В этом году им категорически запретили проносить в ППЭ «пакетики с едой».
Другой момент «абсурда», как отзываются об этой мере сами учителя, – почти во всех регионах учителей заставляют надевать на ЕГЭ… маски. Такие сообщения поступили из Санкт-Петербурга, Сызрани, Ярославской области, Нижнего Новгорода, Краснодарского края, Омска. Да все регионы, в которые будто бы вернулось пандемийное время, не перечислить.
– На экзамене всех обязали надеть маски, особенно тех, кто сидит в аудитории. Такая же ситуация на ГИА. Ношение маски на экзамене имеет «рекомендательный, но обязательный характер». Также термометрия и обработка рук проводится, – поделилась учительница из Хабаровска.
Учителя называют это «самодурством». И еще «очковтирательством». «Раздают маски и просят надевать, если вдруг придет общественный наблюдатель. Организаторы встречают детей в масках. Слух прошел, что это из-за инфекционной ангины», – делятся педагоги.
Одна из учительниц из Пскова не поленилась и позвонила по этому поводу в региональный Роспотребнадзор. «Сказали, что мы, учителя, можем заразить детей, родители будут жаловаться, и много еще чего сказали».
Третью особенность проведения ЕГЭ учителя обсуждают, соревнуясь в сарказме. Во многих школах (например, точно в Смоленской области) в кабинетах, где будет проводиться ЕГЭ, учителей заставляют убирать все из шкафов. «Стеклянные двери заклеила бумагой, много лет так делаю», «Мы тоже заклеиваем бумагой зеркала, стекла шкафов. Стенды абсолютно все убираем, даже цветы!», – отзываются из других регионов.
– Думаю, надо еще усилить бдительность и заклеить бумагой окна в соседних домах! А вдруг кто-то оттуда сочинение на языке жестов продиктует! – грустно шутят педагоги. «Все из шкафов убрать, шкафы заклеить, вынести и уничтожить на полигоне. Законопатить все щели. Двери заварить. Окна закрасить черной краской и заколотить тремя слоями звуконепроницаемой фанерой. Пожарную сигнализацию отключить, чтобы по ней не передали ответы», – позлословил учитель-мужчина.
Ну, и еще один момент, связанный с ЕГЭ, вызывает у российских учителей грустные чувства и мысли – «как будто не единое государство, а удельные княжества!». Везде оплачивают разное количество часов, проведенное на ЕГЭ, и разными суммами. В каждом регионе, даже в каждом районе – свое положение об оплате. «Приходим до 8 часов, уходим после 15 часов. Экзамен продолжается 3.55, нам оплачивают только три часа по 100 руб. за час. За такую ответственную работу?!» – возмущается педагог из Вурнары (Чувашия). Во многих регионах жалуются, что оплачивают только сам момент экзамена, считая это несправедливым. «Нам платят 51 руб. за час фактического экзамена, то есть не более 4 часов», – сообщила учитель из Брянска.