Гроб пересечет границу 2 июня. На 11 утра 5 июня назначена церемонии прощания, которая продлится до 13:00. Затем траурная процессия отправится в храм Воскресения Христова у бывшего Варшавского вокзала, где в 14:00 состоится отпевание.
Из-за того что у Сергея Дрейдена было несколько браков, и семьи не общаются, отчасти и возникла путаница.
Близкие люди говорят, что сын, живущий в Израиле, начал сбор средств на вызволение тела отца из Финляндии и ритуальные расходы. А его сводный брат, занимавшийся решением всех сложных вопросов здесь, об этом не был информирован.
Произошла накладка и с проведением медицинской экспертизы из-за того, что у Сергея Симоновича был вид на жительство Финляндии и в то же время туристический полис, предусматривающий определенное страховое покрытие. В ситуацию включились посольство и консульство. Страховая компания под их давлением созвала совет директоров, чтобы принять решение.
Время шло, а тело покойного хранилось в холодильнике финского морга почти месяц. Сергей Дрейден любил и умел рассказывать истории из своей жизни – эта бы его точно поразила.
Он родился в театральной семье. Его отец Симон Дрейден был театроведом и завлитом Камерного театра, работал с Таировым. Алиса Коонен держала маленького Сережу за ручку – он об этом так трогательно и забавно рассказывал! Все это зафиксировано в документальном фильме Владимира Непевного – уникальное свидетельство жизни.
Мама Сергея Дрейдена, Зинаида Донцова, была актрисой. И он долгое время носил ее фамилию. В титрах многих фильмов артист указан как Сергей Донцов. А все потому, что однажды вспылил, поссорившись с родственниками, взял другую фамилию – как отрезал.
За свою феноменальную творческую жизнь Дрейден сменил несколько театров, где-то играя разовые спектакли. Работал в Театре на Литейном и в Театре Комедии им. Н.П. Акимова, в МХТ им. А.П. Чехова, ТЮЗе им. А.А. Брянцева, в «Et Cetera», «Приюте Комедианта» и БДТ им. Товстоногова. В спектакль с его участием «Три толстяка. Эпизод 7. Учитель» в постановке Андрея Могучего решили никого не вводить. 2 июня там состоится кинопоказ его памяти: покажут киноверсию спектакля. Все билеты давно проданы.
Коллеги по театру написали, что Сергей Дрейден всегда хотел быть свободным – и он был таковым. «Любой намек на иерархию был несовместим с его природой, с его художественной и человеческой организацией. Он не служил в труппе Большого драматического, он вообще не хотел служить, то есть не хотел быть встроенным ни в одну систему, структуру, организацию. Потому что по-настоящему он служил только искусству, всегда оставаясь тем, кем и хотел, – приглашенным артистом».
Впервые на сцену БДТ он вышел в 1998 году, сыграв в «Отец» в постановке Григория Дитятковского. В 1999-м был «Лес», который поставил Адольф Шапиро. В 2003 году – опять встреча с Григорием Дитятковским и «Двенадцатая ночь» Шекспира.
После длительного перерыва, уже в 2020 году, Дрейден сыграл в «Трех толстяках. Эпизод 7: Учитель» профессора Туба. Роль была написана для него, на основе его рисунков и реального эпизода, случившегося с ним в детстве. «Мы знаем, что для него эта роль была больше чем роль. Это была роль-исповедь, роль, которую он хотел и должен был сыграть», – говорят в БДТ.
Сергей Дрейден снялся более чем в 60 картинах: «Фонтан», «Окно в Париж», «Цирк сгорел, и клоуны разбежались», «Русский ковчег», «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину», «Маленькие трагедии», «Сумасшедшая помощь», «Блокадный дневник»...
Что-то мы еще увидим. Ирина Евтеева заканчивает картину «Отель «Онегин», где Сергей Дрейден грандиозно сыграл роль пушкиноведа. Так, как умел только он. Были съемки и у грузинского режиссера и прекрасной женщины Русудан Глурджидзе. Выход фильма планируется в следующем году.
Режиссер Андрей Зайцев, с которым Сергей Дрейден работал на картине «Блокадный дневник», только что снял документальный фильм о нем, он скоро будет готов. Как жаль, что летом уже не состоятся съемки игровой картины, где супругов со стажем должны были сыграть Алиса Фрейндлих и Сергей Дрейден. Роли Андрей Зайцев написал в расчете на этих выдающихся артистов.
От работы в картине Фрейндлих после смерти Дрейдена отказалась. Его невозможно заменить. Он действительно был гений.