Поражающий масштаб сокращения населения
Перепись населения - 2020 насчитала в стране 153 тыс. сельских населенных пунктов. В 105 тыс. проживает менее 100 человек, а 24 751 пункт безлюден. Согласно исследованию РАН «Социокультурные трансформации в малых городах России», в большинстве сел население сокращается на 3% в год.
Одной из ключевых проблем стало отсутствие общественного транспорта, снижающее эффективность других госпрограмм. Выделенные 50 млрд рублей станут началом перемен в жизни российского села. Средства будут выделяться в качестве казначейских кредитов регионам в 2023 году. Эффективность программы зависит от методов обновления транспортных парков.
Живые примеры транспортных проблем в сельской местности
Жители небольших городов и сел сталкиваются с проблемами при желании добраться до райцентра. В сети из года в год поднимается данная тема.
Например, сельская жительница из Бурятии делилась проблемами деревенской жизни: «…У нас давно существует проблема с транспортом. Людям из деревень не на чем доехать до райцентра Петропавловка. Добираются своим ходом. Поездка в оба конца в аптеку обходится в 300-400 рублей. Для безработных и пенсионеров сумма существенная».
«Моя мама работает в больнице Ростова-на-Дону. Когда она после ночной смены добирается домой, то вынуждена платить… уже 500 рублей за такси, — рассказывает жительница села Иваново-Шамшево Оксана Бурминская. — Если удается найти попутчиков, то в складчину дешевле, конечно. Но отдавать такие деньги для того, чтобы не ждать вечернего автобуса, — неподъемно!», историю жительницы Ростовской области ранее рассказало издание «НВ газета»
Актуальность назревшей транспортной проблемы растет с каждым днем. Нет сомнений: сельским жителям нужен надежный и регулярный общественный транспорт.
Обновление автобусных парков должно быть стратегически обоснованным
В апреле Михаил Мишустин поручил Минтрансу проанализировать общественный транспорт в сельских населенных пунктах и представить результаты в сентябре, а распределение казначейских кредитов на транспорт началось в мае. Вероятнее всего разработка региональных программ обновления парков и выставление заявок на приобретение автобусов произойдет до того, как будут получены результаты анализа.
В планах властей финансировать автобусы особо большого, большого, среднего и малого классов. Необходимость особо больших автобусов в маленьких поселениях вызывает вопросы. Сочлененные автобусы вместимостью до 150 человек вряд ли подойдут для малых населенных пунктов.
Практика показывает, что в селах нужны автобусы малого и среднего классов на 20-70 мест. На них сегодня приходится практически 100% внутрирайонных перевозок. К тому же маленький автобус в разы дешевле большого.
Вызывают вопросы и требования к транспорту для сельской местности. Единственным критерием стала безналичная система оплаты проезда, в то время как в городах требования к автобусам включают: низкий уровень пола, кондиционер и отопители, оборудование для инвалидов, электронные табло и др. К сожалению, получается, что потребности проживающих в селах маломобильных граждан никто не учитывает. Впрочем, есть надежда, что в сельской местности всё же увидят комфортный и современный транспорт. Ведь на российских автозаводах производят и маленькие автобусы, соответствующие всем требованиям больших городов. Например, низкопольная маршрутка «ГАЗель City», не имеющая ступенек и обеспечивающая безбарьерную среду для пожилых, инвалидов и мам с детскими колясками.
Удобный и регулярный транспорт приведет к развитию «опорных пунктов» и изменит ощущение «заброшенности» сельских местностей России. Здесь особенно важна качественно спланированная реализация проекта.