Я случайно переключил — и не мог оторваться. Там и остался, даже не жалею. То был полуфинал, а получился сеанс белой магии (ну не черной же!), массового гипноза. Та атмосфера, которая там происходит, ни с чем несравнима. Ее не придумаешь, не создашь намеренно. Ее можно только прожить.
«Голос» — это и есть тот самый луч света в темном царстве. Там поют сердцем, не иначе. Это не преувеличение, не красивая заштампованная фраза. Так есть на самом деле. Установка от всех — участников, зрителей, гостей: пой сердцем. И Анна Асти из группы поддержки именно так и высказалась: только сердцем, от всей души.
Яна Чурикова полностью заменила Нагиева. Незаменимых нет. Да, пропала знаменитая Димина ирония, но появился отличный русский язык, профи очень высокой пробы и свое собственное, только ей присущее сопереживание.
Как всегда, жюри — отдельная песня. Тут мое самое большое очарование — Вова Пресняков. Нет, «ветераны сцены» — Баста, Гагарина — по-своему хороши, умны, а Баста вообще кажется весьма приличным человеком, с которым… да хоть в разведку. Но Пресный здесь на особом счету. Приятно смотреть на остепенившегося 55-летнего мальчика, ставшего вдруг таким мудрым, всепонимающим. В том цветнике, в своей отборной команде он уже не наделает делов, и девушки-участницы вернутся к своим родным и близким в целости и сохранности. Такой Вова мне нравится гораздо больше предыдущего; впрочем, молодость на то и дана человеку, чтобы вдоволь покуражиться, быть немного безбашенным.
Некоторое разочарование — Антон Беляев. Участник, парень исполнил песню… Такую известную, которую всегда пел Николай Носков. Пел и поет. Как поет! Этот номер выглядел как знак искренней, необходимой поддержки Николая — вы же всё знаете, что с ним случилось. А Антон: «Я в первый раз слышу эту песню». В первый?! Тогда зачем ты оказался в этом жюри, самозванец? Ну ладно, я так, в сердцах, все-таки это шоу — линия высокого напряжения.
Шоу должно продолжаться? Да, безусловно, теперь я говорю именно так и жду финала. Меня пробило, прибило. Они там все отрываются, вскакивают, подплясывают. Живут музыкой. Эта искренность, душевность проникает через экран к каждому смотрящему.
ТАКОЙ ХОККЕЙ НАМ НЕ НУЖЕН!
Глядя на то, что нам показывают на «Матч ТВ», хочется сказать: зачем нам хоккей, если там нет России. Звучит не так катастрофически, как в оригинале, но все же… Или по-озеровски, наотмашь: нам такой хоккей не нужен.
Футбол без России — это футбол, да еще какой! А вот хоккей — отец городов русских. Хоккей — это Россия и есть.
Включаю чемпионат мира по хоккею из Латвии-Финляндии — и тут же переключаю обратно или совсем выключаю. Там наших нет, и мне туда не надо.
Какая-то Канада, какая-то Чехия, какая-то Швеция… Что они там делают без России, чем занимаются? Хоккей без России — это не хоккей вовсе, а извращение какое-то.
Конечно, Россия не СССР, и наш хоккей стал другим. Не таким комбинационным, вихревым, умным, цирковым. Но все же… А за кого болеть? За Казахстан? Единственная радость — за наших бывших сожителей из Латвии, за русский (пардон, русскоязычный) город Рига, где все говорят на великом и могучем. Да и вратарь у них Шилов (не Шиловс!), свой среди чужих, чужой среди своих.
Или может, не выкладываться, не отдавать им душу? Если наших нет, то не будет тех поражений, разочарований, когда жить не хочется. Смотри чисто по-эстетски, без гнева и пристрастий, как в кино. Не могу. Без наших, без России хоккей для меня перестает быть игрой, превращается во что-то абстрактное, безжизненное. Такой хоккей нам не нужен!
ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
На ОТР вспомнили Петра Тодоровского, всю неделю показывали его кино. «Такая чудная игра», «Военно-полевой роман», «Любимая женщина механика Гаврилова», «Анкор, еще анкор!», «Фокусник»… Это классика жанра, конечно.
Человек из Одессы, прошедший войну. Оператор на студии. Снявшийся в знаковом фильме Хуциева «Был месяц май». А потом ставший снимать свое кино.
Именно свое, ни с кем перепутаешь. Там столько жизни, жизни страстной, наотмашь, без удержу. И столько лирики, поэзии, есенинского. Но часто все кончается плохо, на вздохе. Как страшно жить. Как прекрасно жить! И весь Тодоровский — между «прекрасно» и «страшно».
Я был у него на даче в Красной Пахре. Ничего уютнее не знаю. Маленькая, двухэтажная, совсем простая. На самом деле — бывшая дача Высоцкого. После его смерти собственник земли, знаменитый кинодраматург Эдуард Володарский ничего не оставил Марине Влади… А потом продал Тодоровским.
Он сам, Петр Ефимович, был необыкновенно теплым, душевным человеком. Очень добрым. И очень талантливым. Вокруг него все жили талантливо. Великолепная жена Мира, продюсер его жизни и его кино, сама снявшая фильм про жену Сталина. Сын Валерий, столь же гениальный, как и его отец. И еще один Петр, внук, тоже очень хороший режиссер, молодой да ранний.
Фильмы Тодоровского необычайно современны, от первого, «Верности», «Фокусника» и до последнего. В них столько жизни… Буквально в каждом кадре. Вот уж действительно герой нашего времени.