Вначале придется уточнить: изначальное сообщение о «трех месяцах экстремальной жары» на всей территории России дал один из федеральных телеканалов со ссылкой на «синоптиков», что бы это ни значило. Опрошенные «МК» эксперты-метеорологи эту информацию подтвердить не смогли — тем более что современные методики не позволяют столь точных предсказаний на такой долгий срок.
Так, в беседе с корреспондентом «МК» эксперт центра ФОБОС Михаил Леус категорично заметил, что эта «пугающая» новость разлетелась по Интернету и СМИ без какой-либо ссылки на источник — следовательно, не стоит относиться к ней слишком серьезно: вполне возможно, это лишь репортерская «утка».
— Я внимательно изучил эти сообщения и не увидел ни одной ссылки на слова авторитетных метеорологов. И это неудивительно: ни один серьезный специалист не позволил бы себе сказать, что на всей (!) территории страны будет какая-то определенная погода, да еще и назвать конкретные цифры, — отметил эксперт. — Это непрофессионально. Длительные прогнозы возможны, да: те, что на период с апреля по октябрь, разрабатываются прежде всего для агрономов. Но в них возможны только общие слова — теплее нормы, холоднее нормы. Причем речь идет о вероятности, а не о точных ожиданиях.
Скептически к предсказанию отнеслись и ведущие специалисты других метеорологических институций. Научная формулировка звучит по-другому, и ее опубликовали 11 мая: температура в летние месяцы может быть несколько выше нормы, но катастрофических явлений пока предсказать (или опровергнуть) невозможно. Тем не менее — кто пережил в Москве 2010-й (а ранее — 2002-й, а старожилы — и 1972-й), тому при такой информации не до смеха.
Готова ли техника
«МК» неоднократно за последние месяцы писал о рынке кондиционеров в России. Как и многие другие технические рынки, он значительно переформатировался с 2022 года. Как сообщают специалисты в области холодильной техники, сейчас проблем с новыми устройствами (чаще всего китайских и российских брендов, изготовленными в КНР) нет, в том числе доступны бюджетные модели. Однако с запчастями на «фирменные» кондиционеры европейских, японских и корейских брендов, установленные в прошлые годы, могут быть проблемы из-за санкций и логистики.
— Из Италии поставок нет никаких, даже через третьи страны, — рассказал «МК» коммерческий директор компании, занимающейся коммерческой климатической техникой. — Совсем недавно очередной пакет санкций затормозил поставку уже предзаказанного и отправленного нам важного агрегата. Кстати, и деньги мы тоже вернуть не можем — застряли в Европе, отправить нам на счет обратно они их не могут из-за санкций. У нас есть неприкосновенный запас узлов и агрегатов на итальянские системы — храним для постоянных клиентов и дешево не отдадим даже хорошим друзьям. Потому что удастся ли когда-нибудь достать новые — неизвестно.
С поправкой на это, проблем с климатической техникой у москвичей не будет (разве что кому-то придется вместо ремонта имеющегося кондиционера срочно устанавливать новый — так что это повод проверить исправность агрегата уже сейчас). Для тех же, кто не установил и не собирается устанавливать кондиционер, существует вечно актуальный арсенал прошлых времен: вентиляторы напольные, настольные и потолочные, а также сон на балконах (вспомните великий фильм Хичкока «Окно во двор»).
— На периоды экстремальной жары, по уже сложившейся традиции, будет предоставляться бесплатная вода, готовность к этому есть, но какое именно значение будет пороговым, пока не сообщили, — рассказал «МК» сотрудник одного из депо Московского метрополитена. Напомним, обычно решение о раздаче воды на открытых станциях метро принимается при жаре в 30 и более градусов на протяжении нескольких дней.
Что касается кваса и мороженого — нестационарная торговля в столице будет работать в штатном режиме: практики «наводнения» города дополнительными тележками с прохладительным пока не существует. Это значит, что в одних местах будет скорее густо, в других — водичку на всякий случай придется носить с собой. И не забывать о головном уборе.
Город не проветривается
Между тем климат в мегаполисах зависит не только от небесной канцелярии — так, в Москве оба больших Генплана, 1935-го и начала 1970-х годов, предусматривали «управление климатом». Наработки советских градостроителей в этом направлении применяются до сих пор в разных регионах мира. А вот в самой Москве, как утверждает ряд экспертов, школа была, как минимум отчасти, утеряна.
— В Москве c 30-х годов ХХ века и до конца советской эпохи велась системная работа над планированием зеленого каркаса и управлением климатом, причем с учетом ближнего Подмосковья, — отмечает архитектор и градостроитель Илья Заливухин. — Именно этой цели — управлению климатом — служили «зеленые клинья» в Генплане 1971 года и более ранние проекты обводнения Москвы, создания паркового кольца. Ведь существующие лесопарки совершенно не случайно расположены по окружности города — это результат комплексной проработки охранного зеленого пояса вокруг Москвы.
Лесопарковый защитный пояс столицы СССР проходил в районе МКАД, добавил эксперт, — и эта важнейшая дорога столицы на протяжении многих десятилетий была окружена лесом, застройка этих районов была запрещена. «Это делалось именно для того, чтобы обеспечить управление климатом, в том числе в жаркую погоду, в Москве, где проживать должно было около 8 млн человек», — подчеркнул Заливухин.
За постсоветские десятилетия эти технологии были утрачены, во многом деградировал и защитный пояс города, констатировал архитектор. «Декоративные высадки деревьев на Садовом кольце и в подобных местах, благоустройство парков — это хорошо и выполняет социальную функцию, но «проветривать» город и увлажнять воздух в нем никак не помогает», — говорит эксперт. А вот строительный бум, который длится все постсоветские годы, ситуацию как раз ухудшает.
По мнению Заливухина, приблизиться к решению проблемы можно было бы, рассчитав заново движение воздушных масс в городе с учетом рельефа, деревьев и застройки. В частности, ряд реконструируемых промзон следовало бы отдать не под многоэтажную застройку, а под озелененные коттеджные сектора.
— Главная проблема климата Москвы в том, что с 1991 года ежегодно в столице прибавляется по нескольку сот тысяч человек, — подчеркивает урбанист. — 200–300 тысяч человек — это население Череповца или Калуги. Стоит задуматься об ограничении численности населения — скажем, в Пекине действует ограничение по численности населения из-за нехватки ресурсов, в Москве по советским генпланам эта цифра была сначала 5, затем 8–9 миллионов жителей.
Наконец, даже по сравнению с 2010 годом климатическая обстановка в Москве осложнилась из-за застройки ближнего Подмосковья: «многоэтажные пригороды» с точки зрения градостроительства неестественны и значительно ухудшают ситуацию.
Но с этими факторами, по крайней мере здесь и сейчас, особенно ничего и не сделаешь. Так что обычному человеку придется запасаться вентиляторами на жаркий день — и надеяться, что прямо-таки повторения 2010 года все же не случится. А если и случится — городские службы будут к этому готовы.