Парагонимоз — заболевание, которое вызывают паразиты класса сосальщиков трематоды. Они встречаются в Америке, Африке, на юго-востоке Евразии и островах Тихого океана. Всего род Paragonimus насчитывается более 50 видов, но для человека опасны от 7 до 12 видов и подвидов. При заражении ими поражаются легкие (развивается т.н. эозинофильная пневмония), подкожная клетчатка, скелетные мышцы и реже — головной мозг или другие органы. Заразиться можно через моллюсков, раков, плохо обработанное мясо диких животных (кабанов, норок).
Первое описание заболевания датируется 1879 годом, в России же о нем известно с 1928 года. Сегодня парагонимоз распространен на юге Дальнего Востока, в Приморье, Хабаровском крае, Амурской области. Привезти его можно из Китая, Таиланда.
Как рассказывает инфекционист Попов, взрыв заболеваемости в нашей стране фиксировался в 70–80-х годах прошлого века: летом масса пациентов стала поступать в стационары с необычными пневмониями, которые не поддавались лечению пенициллином и другими антибиотиками. В анализах крови пациентов выявляли высокий уровень эозинофилов. Российский исследователь Галина Суханова заинтересовалась этими необычными случаями. Она подробно расспрашивала заболевших об их образе жизни и наконец выяснила, что все они ели сырых раков. Дело в том, что во Владивостоке очень популярно блюдо «пьяные раки»: сырых членистоногих засыпают солью, заливают красным вином и ставят на полчаса под гнет. Говорят, что это очень вкусно. Но и очень опасно.
Совместно с биологами из Тихоокеанского института рыбного хозяйства Галиной Сухановой были проведены эксперименты на животных, в результате чего были описаны различные формы этого заболевания на Дальнем Востоке. Иногда личинки оседают в мышцах, вызывая личиночную форму болезни (болезнь протекает бессимптомно). Мышечные личинки способны мигрировать в легкие хозяина: в этом случае начинается легочная форма парагонимоза, которая проявляется пневмонией с влажным кашлем. Из прочих симптомов у таких пациентов развиваются токсикоаллергическая сыпь, потливость, похудание, неврологические симптомы (головная боль, головокружения, нарушения зрения), боли в животе, рвота, расстройство стула. Известен по меньшей мере один случай летального исхода у пациента с острой формой парагонимоза в возрасте 21 года: смерть наступила через 5 месяцев после заражения от черепно-мозговой травмы. На вскрытии в легких обнаруживались личинки парагонимуса без признаков половой зрелости. «Специфическая эозинофильная пневмония протекает с болями в грудной клетке, одышкой, лихорадкой, и такие пациенты нередко попадают в туберкулезный диспансер, потому что у них развивается плеврит», — говорит Александр Попов.
Рентгенологи описали рентгенологическую картину легких таких пациентов, а медики разработали алгоритмы диагностики. «За пациентами наблюдали 10–15 лет, и у них периодически возникали рецидивы: тогда никто не знал, чем это лечить», — продолжает Александр Попов.
В начале 1990-х годов при плановых медобследованиях парагонимоз выявляли у 1–6% жителей Дальнего Востока, но с 1996 года все поменялось. В Китае случилась эпидемия чумы, и на территории от Южного Приморья вплоть до бассейна реки Амур погибли практически все речные раки. С 2000 года количество случаев парагонимоза сокращалось, а потом и вовсе сошло на нет. И местные врачи стали забывать об этом неприятном заболевании.
Но с 2014 года количество речных раков в водотоках Приморского края опять начало увеличиваться. В 2020 году на Дальнем Востоке погиб тигр, в его легких были обнаружены парагонимозисы. А годом ранее, в 2019 году, был зарегистрирован первый пациент с парагонимозом. Мужчина 54 лет поступил в стационар по направлению терапевта. У него было повышение температуры тела, кашель, боли в грудной клетке, сыпь на коже. Изменения в легких на рентгенограмме указывали на пневмонию. Он прошел двухнедельный курс антибиотиков, но температура не спадала, сыпь на коже оставалась, а главное — нарастали лейкоцитоз и эозинофилия. Его перевели в инфекционное отделение просто потому, что лимит пребывания на терапевтической койке кончился. Но там оказался молодой инфекционист, который сразу заподозрил неладное. И выяснил, что мужчина ел сырых раков. Пациенту назначили противопаразитарный препарат, и через три дня у него не было ни температуры, ни сыпи, ни кашля. В прошлом году был аналогичный случай с госпитализированным пациентом, у которого похожие симптомы развились тоже через несколько лет после употребления в пищу сырых раков. У него подозревали сначала сепсис, потом туберкулез, но, увидев в анализах крови эозинофилию, назначили противопаразитарный препарат — и все ушло. Эксперты отмечают, что подтвердить диагноз на сегодня просто нечем — только по клиническим симптомам и анамнезу (например, если ел сырых раков, шансы резко возрастают). «Часто приходится таким пациентам ставить диагноз «внебольничная пневмония неясной этиологии», хотя мы знаем, что это глисты, — продолжает Александр Попов. — Сегодня раки с парагонимозом вновь распространяются в Приморском крае, и надо ожидать новой вспышки парагонимоза. Это заболевание может возникнуть в любой части России, кроме того, его могут привезти туристы после посещения Юго-Восточной Азии».
Главный способ профилактики этого паразитарного заболевания — отказаться от употребления в пищу сырых раков, креветок, моллюсков, а также от мяса диких кабанов со свободным выпасом. Впрочем, описаны случаи парагонимоза у пациентов, которые ничего подобного не ели — просто купались в открытых водоемах, так что заразиться от воды вполне реально. Так что лучше не заглатывать воду во время купания. Если же вы любитель дикой природы и экстремальных блюд, будьте готовы к некоторым неприятностям со здоровьем.