Вячеслав Зайцев создавал свои коллекции, за которые его в Европе называли «русским Диором», находясь за железным занавесом и в условиях жуткого дефицита тканей и фурнитуры. Его знаменитый Дом моды являлся ателье высочайшего класса, где создавались не только коллекции для подиумов, но и весьма качественная хотя и недешевая одежда на каждый день.
Валентин Юдашкин во многом дитя перестройки. Его первая коллекция появилась в 1987 году, а уже в 1991-м он произвел фурор среди модных экспертов в Париже. Коллекция «Фаберже» из ста пятидесяти весьма замысловатых платьев ручного шитья, вдохновленных дизайном всемирно известных яиц Фаберже, вряд ли предназначалась для улиц. Скорее для музеев, где некоторые модели вскоре и оказались, а одно платье переехало прямо в Лувр.
Начало девяностых справедливо называют непростым и тревожным временем экономического перепутья, однако для людей целеустремленных новые правила жизни оказались весьма подходящими. Границы открывались, торговля оживлялась, у кого-то появились деньги, а значит, и запросы. Запуская свое фирменное ателье (по слухам, основной капитал для предприятия был получен от продажи шубы и машины супруги дизайнера), выросшее в большой модный дом, Валентин Юдашкин готов был шить, как он сам говорил, «дорого и для богатых». У этой публики нужно было заслужить доверие, что у Юдашкина и его команды неплохо получилось.
Качество нарядов не на каждый день никого не разочаровывало, а светский флер, который окружал дизайнера, гарантировал отличную рекламу.
Сам Валентин Абрамович в одном из интервью с гордостью вспоминал, как шил Александру Калягину его первый смокинг, а во фраках от Юдашкина до сих пор выступают российские знаменитые дирижеры. Ценили наряды модельера и наши первые леди Раиса Горбачева и Светлана Медведева, а также супруга Юрия Лужкова Елена Батурина.
Куда больший ажиотаж вокруг марки, конечно, могла создать расцветавшая в девяностых местная поп-музыка. Алла Пугачева, которая всегда держала нос по ветру, увидела в Юдашкине огромный дизайнерский потенциал и стала одной из его самых преданных клиенток. Именно для Пугачевой было создано платье, названное настоящей сенсацией «Рождественских встреч» 1997 года. Корсет, длинная парчовая юбка, в общем, внушительный кусок роскоши. С Аллой Пугачевой модельер дружил фактически до своих последних дней. За месяц до смерти Валентин Абрамович вместе с женой Мариной летали в Израиль, где Юдашкин встречался со своей мамой и навестил Пугачеву.
В девяностых вслед за Аллой к мастеру потянулись и другие звезды. И вот Филипп уже щеголяет на сцене в каком-то невероятном плаще, на пошив которого ушло чуть ли не пятьдесят метров шифона, а звездные девушки быстро рассмотрели в платьях от Юдашкина не только сценическую ценность.
У богатых невест, конечно, была возможность купить платье в любой модной столице, но Юдашкин предлагал настоящий кутюрный эксклюзив, причем в Москве. В общем, выходить замуж в его платьях стало весьма престижно, и за этот престиж многие готовы были заплатить. В 2005 году под венец в наряде от Юдашкина должна была идти Ксения Собчак, однако свадьба с Александром Шусторовичем не состоялась и платье, вероятно, так никто и не увидел.
Олесе Судзиловской, Глюкозе, Заре и Диане Гурцкой повезло гораздо больше. Их свадьбы не отменились, и все эти звездные девушки вышли замуж в юдашкинских платьях. Мила Йовович и Кейт Уинслет за свадебными нарядами к модельеру не обращались, но тоже были среди тех звезд, кто носил его одежду и ничуть не жаловался.
Светский успех далеко не всегда означает большое признание дизайнера, но в случае с Юдашкиным одно не мешало другому. Валентин Абрамович сумел соединить в своих коллекциях фолк- и большую культуры, народные промыслы и невероятные материалы со всего мира. В результате возник тот самый подиумный русский стиль, который собирал отличные отзывы в модных столицах.
До конца девяностых Валентин Юдашкин был единственным российским дизайнером, принятым в Синдикат высокой моды. Однако от поддержки организации пришлось отказаться, когда на стыке веков Синдикат выдвинул требование шить весь кутюр только в Париже.
Впрочем, со званиями или без них Валентин Юдашкин остается дизайнером, имя которого у нас в принципе ассоциируется с термином «мода». Иногда создается впечатление, будто он перепробовал в профессии абсолютно все, включая дизайн одежды нашей олимпийской команды и даже военной формы.
С последней был связан довольно громкий скандал. Валентин Юдашкин и Игорь Чапурин принимали участие в разработке формы, однако к качеству продукции, которая была в итоге изготовлена, не имели никакого отношения. В результате использования на производстве дешевого утеплителя несколько десятков солдат были госпитализированы из-за переохлаждения.
В новости попало и имя модельера, и хотя потом даже на официальном уровне было признано, что Юдашкин к этой истории не имеет никакого отношения, команда дизайнера пережила немало неприятных моментов.
Модный бизнес принадлежит к тем занятиям, которые формально можно передать по наследству, однако будущее Дома Юдашкина без самого дизайнера вряд ли будет связано с прошлыми достижениями. В модной индустрии репутация бренда зависит от каждой коллекции, и в нынешних условиях наследникам империи Юдашкина придется многое заново придумать.
Сам Валентин Абрамович прожил короткую, но очень яркую жизнь, и запомнился всем, кто его знал, как человек с невероятной фантазией. Он не жадничал на улыбки и не лез за шуткой в карман, а еще любил искать вдохновение во всем красивом. Как правило, одетый в минималистичную классику, он создавал роскошь, которую при наличии, наверное, следует держать в порядке. Как известно, одежда от Юдашкина отлично смотрится еще и в музеях.
Читайте материал «Клара Новикова рассказала о последних днях Валентина Юдашкина»