Страшный потоп в Киеве случился не впервые: в 1961 году сошел сель

В столице Украины более 60 лет назад затопило Бабий Яр, погибли полторы сотни жителей

Киев уходит под воду. По заявлениям представителей городской администрации потоп связан с нештатной ситуацией на плотине Каховской ГЭС, которая должна обеспечивать нормальный уровень воды в Днепре. Однако нынешняя ситуация - отнюдь не первая, вызванная разгулом стихии. В украинской столице случались и прежде серьезные катаклизмы. Мы вспомним об одном из таких масштабных ЧП, произошедшем еще в советские годы, а потому тщательно замаскированном тогдашними властями.

В столице Украины более 60 лет назад затопило Бабий Яр, погибли полторы сотни жителей
Фото: ЦГКФФА Украины им. Г. С. Пшеничного

«Мать городов русских» уже на протяжении нескольких дней заливает вешними водами. Государственная служба по чрезвычайным ситуациям Украины сообщила, что из-за повышения уровня рек в этом регионе подтоплены более полутора тысяч домохозяйств.

Конечно, нынешнее наводнение вряд ли приведет к серьезным последствиям. Но неприятностей (в том числе репутационных потерь для столичного руководства) оно доставит, и уже доставило немало.

Нечто подобное произошло в Киеве 62 года назад, тоже в период весеннего таяния.

Центром этой природно-рукотворной катастрофы оказался Бабий Яр, - то самое место в Киеве, которое стало одним из самых впечатляющих символов ужаса Великой Отечественной войны и жестокости развязавших ее немецких нацистов.

Впрочем, тогда, весной 1961-го, о зверствах гитлеровцев и их добровольных помощников-бандеровцев, которые расстреляли и закопали в этом огромном овраге десятки тысяч евреев, а также других «врагов нового порядка», еще мало было рассказано в публичных выступлениях.

На протяжении первых послевоенных лет тему ужасов Бабьего Яра советские верхи решили не педалировать - никаких памятных знаков, никаких масштабных раскопок… Наоборот, чью-то светлую голову посетила гениальная мысль использовать это страшное место, гигантский могильник, в качестве вспомогательной территории, обеспечивающей работу соседнего промышленного предприятия.

А предприятие было для Киева тех лет важнейшим, здесь работал Петровский кирпичный завод, продукция которого шла нарасхват в городе, активно восстанавливающемся после военной разрухи.

Производство таких стройматериалов сопровождалось появлением довольно большого количества технологических отходов. Наиболее внушительным был объем так называемой пульпы – жидкой глинистой массы. Вывозить ее куда-то подальше грузовиками или вагонами – очень хлопотно и накладно. А тут - сообразил кто-то из руководства, - рядом глубокий овраг пустует. Вот в него и можно сливать огромные объемы пульпы, прямо по трубе с завода! Единственное, что придется сделать, отгородить часть оврага, куда пойдет слив, плотиной.

В руководстве города подобное «рационализаторское предложение» приняли на ура. 28 марта 1950 года Киевский Горисполком принял решение о создании гидроотвалов кирпичного завода в верховьях Бабьего Яра.

С учетом существовавшего тогда в послевоенной стране тотального дефицита материалов, а также ради максимальной экономии финансовых средств и ускорения самого строительства, плотину решили возводить самую примитивную.

Никакого бетона, просто насыпали земляной вал поперек оврага до верхней кромки его берегов. В тело земляной дамбы уложили несколько труб для слива выделяющейся из пульпы при ее отстое жидкости. Однако и здесь сэкономили: труб было недостаточно, а диаметр их был слишком мал, чтобы обеспечивать надежный дренаж.

Спустя некоторое время, когда дамба была уже готова, спохватились, что отрезанный ею участок оврага не столь велик, и его емкости может не хватить надолго. Однако переделывать что-либо было поздно. Тогда умники из высоких кабинетов нашли выход: своим отдельно принятым решением тот же Горисполком разрешил заполнить новый гидроотвал до самой верхней кромки дамбы.

Отныне вся эта система, устроенная в верховьях Бабьего Яра, держалась на честном слове чиновников. Как оказалось запасов его прочности не хватило даже на 10 лет.

Киевская катастрофа случилась весной 1961-го. К этому времени пульпохранилище кирпичного завода было заполнено уже почти под завязку. Свою лепту в ситуацию внесло и начавшееся уже таяние снегов, - веселые ручейки днем сбегали по склонам в овраг.

В ночь на 13-е (вот ведь несчастливое число!) марта обветшавшая земляная плотина дала течь. За короткое время отдельные струи, размывая насыпь, объединились в мощные потоки. А уж им-то плотина не смогла противостоять. В полдевятого утра искусственная земляная преграда окончательно рухнула, и вниз по оврагу пошел сель. Высота грязевой волны достигала поначалу 15 метров, ширина сперва была около 20 метров, но по мере движения вниз этот фронт все увеличивался.

Сель полз с немалой скоростью - до 5 метров в секунду. Растекаясь по окрестностям лавина снесла несколько домов, потом вырвалась на соседнюю улицу, по которой была проложена трамвайная линия. Удалось найти старую фотографию, на ней виден вагон трамвая, завалившийся на бок. Это «шутки» разыгравшейся грязевой стихии, - по свидетельствам очевидцев, она, играючи, спихивала многотонные трамваи с рельсов, опрокидывала их… Пострадало также автобусы, автомобили, некоторые из них буквально утонули в жиже.

Киевлянин, оказавшийся в эпицентре трагедии, вспоминал: «На нас шел вал - сплошная пенящаяся масса какого-то серого цвета. Вал был выше домов и закрывал собой небо...»

Дальше на пути селя оказался районный стадион, трамвайное депо. За несколько минут они оказались накрыты многометровым слоев жидкого песка и глины.

Ужаса происходившему добавляло то, что на своем пути грязевые потоки вскрыли часть массовых захоронений в Бабьем Яре, и по окрестностям разбросало останки несчастных жертв массовых расстрелов, устроенных гитлеровцами в 1941-м - 1942-м.

Сель бушевал в районе киевской Куреневки около полутора часов. В результате пульпой оказалась оккупирована довольно значительная городская территория. Было разрушено свыше 80 жилых и общественных зданий, еще более 150 оказались повреждены. Растерявшиеся власти не знали, как бороться с этим нашествием. Поначалу шла лишь эвакуация людей и транспорта из опасных мест. Когда ситуация вроде бы стабилизировалась, и угроза дальнейшего распространения селя миновала, руководители Киева стали решать, как ликвидировать последствия ЧП.  

Пока шли дебаты слой растекшейся пульпы быстро подсыхал, и уже через несколько часов превратился в прочную субстанцию, которая плохо поддавалась простым лопатам.

В итоге пришлось мобилизовать бульдозеры, экскаваторы чтобы очистить этот район Киева от застывшей грязи.

Работы там растянулись на несколько дней. И все это время никаких официальных сообщений о случившейся в столице УССР катастрофе не было.

Чтобы максимально засекретить произошедшую катастрофу в Киеве по распоряжению высшего руководства для жителей была отключена междугородняя телефонная связь, содержание посылаемых киевлянами телеграмм тщательно контролировалось, а отправку писем приостановили на несколько дней.

Конечно, из Кремля поступило распоряжение провести тщательное расследование случившегося. Однако все материалы его оказались спрятаны под грифом «совершенно секретно». Точное количество жертв селевого потока в Бабьем Яре неизвестно, в официальных данных упомянуто 145 погибших и 143 пострадавших. Есть сведения, что несколько человек из них позднее скончались в больницах. Спустя некоторое время после состоявшегося суда все материалы этого уголовного дела были по чьему-то распоряжению уничтожены.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру