Элина родом из Казани. У нее были мама и отчим, но потом мама умерла, квартира осталась за отчимом, а девушка оказалась без жилья.
– Она сперва начала скитаться по разным приютам, – рассказала «МК» волонтер Арина из организации, которая помогла Элине. – Но даже и не помнит названий большинства мест, где временно жила. Откуда-то сама сбегала, оказавшись в ужасных условиях... В какой-то момент у нее, видимо, появился молодой человек, от которого она родила. Но она не хочет об этом распространяться... В итоге она оказалась в одном из приютов для женщин в Нижнем Новгороде с 4-х месячным ребенком на руках.
Именно там, в ноябре 2022 года Элина увидела объявление от некоей организации, которая обещала помочь людям в решении «проблем любого спектра», в том числе и просто предоставить жилье.
– Элина туда позвонила и спросила, не могут ли ей помочь с жильем? На следующий день за ней приехали люди на машине и увезли ее с ребенком в Рязань, где поселили в частном доме, – продолжает волонтер.
Правила оказались такие, что находиться там можно было не менее месяца. Все это время Элина должна была готовить еду и убираться в доме, вроде как отрабатывать крышу над головой. В итоге прошел месяц, другой, а на третий девушка захотела уйти. Но руководство «дома» всячески убеждало ее, что «здесь можно вырастить ребенка». Кстати, кормили более-менее нормально, ведь готовила еду она сама, а продукты ей давали. Ребенку, с ее слов, покупали детские смеси и «пюрешки». При этом в течение дня общение с сыном было ограничено его кормлением, все остальное время ребенок должен был находиться в комнате, и подходить никому к нему матери не разрешалось. Кроме того, Элина с малышом оставались на целый день в доме – все двери в нем запирали на ключ. Денег ей не платили, поэтому в любом случае ей бы было некуда податься с ребенком на руках, даже если бы она захотела сбежать.
По словам Элины, один из хозяев «дома» предложил ей выход – девушка должна была вступить в сексуальную связь с ним и еще тремя мужчинами, после чего могла быть свободна.
Когда в конце марта этого года малыш заболел, это стал ключом к избавлению. 30 марта их положили в больницу. И оттуда ее уже забрали не таинственные «рабовладельцы», а волонтеры.
– Как на вас вышла девушка? – задаю вопрос Арине.
– У нее был приятель, с которым она общалась в соцсети, и он на нас вышел с просьбой ей помочь, – говорит Арина. – Видимо, в тот момент, когда она лежала в больнице, у нее появилась возможность более свободно общаться. Мы у него взяли ее телефон и перезвонили ей. Когда их должны были выписать из больницы – 14 апреля, – наш сотрудник, опередив тех, кто должен был встретить Элину, забрал ее с ребенком и привез в Москву к нам в офис. Мы разместили их в одном из приютов в Москве, убеждали ее, что ей нужно попытаться направить свою жизнь в правильное русло – найти работу, чтобы была возможность снимать жилье, хотя бы комнату, а к тому времени и сына можно будет в детский сад определить... Мы верим, что у девушки все еще обязательно будет хорошо!
– Правоохранительные органы могут произвести проверку в том заведении, где держали Элину?
– Когда мы с ней стали обсуждать эту возможность – что, по-хорошему, ей надо обратиться в полицию, она ответила, что не видит в этом никакого смысла. Как она нам рассказала, сотрудники полиции часто приходили в этот дом с разными заявлениями о розыске или по каким-то другим случаям, и в такие моменты руководитель дома показывал им паспорта постояльцев. И, видимо, объяснял, что это просто работники, которым тут предоставлено жилье, что у нас законом в принципе не запрещено. Тем более, если постояльцы, например, говорили, что они тут находятся добровольно. Поэтому, если сама пострадавшая говорит, что не видит смысла в подаче заявления, то мы здесь бессильны.
– Я считаю, что, безусловно, этой женщине следовало написать соответствующее заявление в правоохранительные органы, – прокомментировал «МК» эту ситуацию правозащитник, вице-президент российского подразделения Международного комитета защиты прав человека Иван Мельников. – И не только для того, чтобы получить сатисфакцию за то, что ее с ребенком держали там насильственно, но и для того, чтобы помочь другим постояльцам этого «дома».
Все, что ею описано, больше походит на некую тоталитарную секту, нежели на специализированное учреждение, помогающие людям в ТЖС. Потому что люди, оказавшиеся в специализированных учреждениях, могут покинуть их в любое время. Если же здесь постояльцы содержатся принудительно, то правоохранительным органам необходимо провести проверку. Тем более, что гипотетически можно допустить коррупционную составляющую в этом деле, учитывая слова женщины о том, что в доме периодически бывают сотрудники полиции. В этом случае проверку должен проводить следственный комитет РФ.
Я во всей этой ситуации вижу несколько уголовных статей, по которым должны провести проверку: первое, это незаконное лишение свободы, ст. 127 УК, второе, учитывая слова этой женщины, – понуждение к действиям сексуального характера. Что происходило все это время с ребенком, тоже неизвестно. Учитывая, что адрес этой организации известен, то, конечно, сотрудники СК РФ должны туда выехать, произвести проверку, поговорить с каждым из постояльцев, чтобы понять, держат ли их, как и эту женщину, насильственно или нет.