Онковирусологи и биологи из Томского национального исследовательского медицинского центра РАН представили результаты своей работы в ходе XV ежегодного Всероссийского конгресса по инфекционным болезням имени академика В.И.Покровского. Как они отмечают, есть мировые данные о том, что при всех карциномах раках желудка наличие в опухолевых тканях вируса Эпштейна–Барр (ВЭБ) встречается в 15–20% случаев. И это касается всех континентов планеты.
ВЭБ также связывают с рядом других злокачественных опухолей, прежде всего лимфомами (раком крови). Связь с раком желудка была установлена лишь недавно. И хотя основным фактором развития этой злокачественной опухоли по-прежнему остается хеликобактер, ВЭБ винят в запуске генетических онкогенных мутаций, а также подавлении иммунной системы, что позволяет канцерогенозу развиваться.
Может ли этот вирус быть маркером рака желудка? Как отмечают томские исследователи, этот вид рака лечится сложно, поэтому очень важен поиск маркеров, которые бы прогнозировали исход пациентов. В ходе исследовании они проводили анализ патоморфологических материалов 43 пациентов 31–70 лет с 4-й стадией рака желудка. Исследовался операционный материал ткани желудка, опухолевой ткани желудка и метастазов в лимфоузлах. «Результаты весьма удивили, — делятся ученые из Томска. — В неизменной ткани желудка вирус нашли в 9% образцов. Но вот в опухолевой ткани вирус нашли в 72% случаев (у 31 пациента). В тканях метастазы — в 51,2%. У 12 пациентов ВЭБ был найден во всех тканях».
Дальше — больше. Оказалось, если вирус выявляется в здоровой ткани желудка, это является предиктором тяжелого течения заболевания с плохим прогнозом, даже если прогрессирования на данный момент у пациента не наблюдается. Выживаемость у тех 12 пациентов составила лишь 15%. Тогда как те, у кого ВЭБ в здоровой ткани желудка не нашли, выжили в 80% случаев.
Ученые делают сенсационный вывод: рак желудка, ассоциированный с ВЭБ, — это отдельный подтип опухоли желудочно-кишечного тракта. Вирус может быть обнаружен не только в опухолевой ткани, но и в здоровой, и в таком случае его наличие может инициировать процесс онкогенеза, а еще влиять на процесс прогрессирования. Поэтому требуются дальнейшие исследования, которые позволили бы обнаружить потенциальные мишени для персонализированного лечения этой патологии.
…ВЭБ был открыт в 1964 году английским вирусологом Марком Эпштейном в содружестве с его ассистенткой Ивонной Барр. Он принадлежит к семейству герпесов (другое название — герпес 4-го типа). К 40 годам его носителями становятся до 97% взрослых. Кому-то повезет, и такое «соседство» пройдет незамеченным, а у иных оно может обернуться серьезным заболеванием.
Прививок от вируса Эпштейна–Барр пока не придумали; лечить его по большому счету особо нечем. Чаще всего вирус вызывает мононуклеоз. При нем резко повышается температура тела, болит горло, увеличиваются лимфоузлы, печень, селезенка и меняется состав крови. Нередко ВЭБ приводит к ангине. Еще реже диагностируется причина синдрома хронической усталости — его тоже часто вызывает вирус Эпштейна–Барр. А еще ВЭБ может привести к развитию гематита и некоторых злокачественных заболеваний.
Вирус передается с любыми человеческими жидкостями, а также воздушно-капельным путем. В итоге человек становится вирусоносителем на всю оставшуюся жизнь — вирусы герпеса прячутся в нервных тканях и при определенных обстоятельствах становятся локомотивами развития заболеваний.
Увы — этиотропной терапии против ВЭБ в мире нет.