По данным американских центров по контролю и профилактике заболеваний CDC, количество грибковых инфекций, вызванных Candida auris, утроилось всего за пару лет: с 476 случаев в 2019 году до 1471 случая, по данным на 31 декабря 2021 года. Случаев бессимптомного носительства этого грибка стало больше вчетверо: с 1077 до 4040 за тот же период. И рост продолжается.
Пока нет данных, что этот грибок представляет угрозу для здоровых людей, чья иммунная система способна бороться с ним. Сдерживает его распространение и то, что этот вид кандиды живет в основном в трубках аппаратов ИВЛ, в катетерах и прочих медицинских изделиях, так что счет пока идет на тысячи случаев. И все же новый грибок представляет серьезную опасность для людей с ослабленным здоровьем, включая пациентов домов престарелых на аппаратах искусственной вентиляции легких и онкологических больных, проходящих химиотерапию. Candida auris может вызывать смертельные инфекции в кровотоке, сердце и мозге. По оценкам, от 30 до 70% госпитализированных людей, у которых развиваются инфекции кровотока в результате инфицирования этим грибком, умирают. Количество случаев заражения, отмечают авторы публикации, вероятно, занижено, поскольку для скрининга требуется специальное оборудование, которое есть не везде. Нельзя исключать, что и количество жертв значительно больше — даже в Америке тестирование на него проводят далеко не всем пациентам, умершим после ИВЛ.
Эксперты CDC говорят о необходимости разработки надежных планов инфекционного контроля для снижения передачи грибка. По данным врачей, если грибки заселяются в больнице, их очень трудно контролировать и вывести: они очень живучи, могут вызывать инфекции в течение значительного периода времени, несмотря на усилия санитарных служб. Распространяется грибок через контакт с зараженными пациентами и предметами. Авторы публикации отмечают, что многие дезинфицирующие средства, обычно используемые в медицинских учреждениях, не работают против этого грибка.
А пандемия коронавируса только усугубила эти проблемы. Ученые из Казанского ГМУ проводили исследования среди пациентов с COVID-19: до 62% госпитализированных с разными формами заболевания оказались носителями грибков Candida; среди пациентов реанимации таковых до 90%.
Как рассказывает заведующая кафедрой инфекционных болезней Казанского государственного медицинского университета Ирина Николаева, сегодня известно более 200 разновидностей грибка Сandida, и из них 30 видов патогенны для человека: «Сегодня кандидоз стал самым распространенным инвазивным микозом у больных с COVID-19 — до 10% случаев. Однако грибковые инфекции у пациентов с ковидом часто остаются у нас не диагностированными, поэтому их фактическое влияние на смертность, пребывание в больнице и другие осложнения остаются неизвестными. Присоединение грибковой инфекции обычно наступает через 7 и более дней после госпитализации. У пациентов с COVID-19 и кандидозом летальность составляет 40–50%, а без противогрибкового лечения умирают все. Candida auris — вид с множественной лекарственной устойчивостью, который быстро распространяется среди тяжелых пациентов и вызывает вспышки внутрибольничных инфекций с высокими показателями летальности — более 60%. Этот грибок очень контагиозен и легко передается от человека к человеку и длительно выживает на поверхностях. Тяжелые патологии развиваются у пациентов со сниженным иммунитетом и сахарным диабетом».
...Ученые открыли Candida auris чуть больше десяти лет назад: он был обнаружен в Индии, Южной Африке и Южной Америке. Грибки часто не могут выдерживать температуру человеческого тела, но одна из ведущих теорий предполагает, что Candida теперь способна на это, потому что она эволюционировала, чтобы выжить в условиях глобального потепления. Впервые эту разновидность Candida в Соединенных Штатах обнаружили в 2016 году — патоген стал очень быстро распространяться, в том числе и в варианте с множественной лекарственной устойчивостью в виде госпитальной инфекции. В настоящее время грибок обнаружен более чем в половине штатов, причем в 17 штатах первый случай заболевания был выявлен в период с 2019 по 2021 год. В России грибок Candida стал одной из главных внутрибольничных инфекций: на его долю приходится около 4 тысяч инфекций кровотока с высокой летальностью.
Candida auris считается серьезной глобальной угрозой общественному здравоохранению, поскольку он устойчив к различным классам противогрибковых препаратов, в том числе к наиболее эффективным против семейства кандиды эхинокандинам. По американским данным, количество случаев C auris, устойчивых к эхинокандинам, в 2021 году было примерно в 3 раза больше, чем в каждом из предыдущих двух лет. В разработке находится несколько противогрибковых препаратов, так что это дает некоторую надежду. В российских реалиях грибок демонстрирует несколько иную лекарственную устойчивость: как рассказывает Ирина Николаева, Candida auris в российских стационарах на 100% устойчива к популярному у нас противогрибковому флуконазолу (то есть он не работает вообще), эхинокандины пока работают. Но самое любопытное, что при в целом очень высокой устойчивости к антимикотикам российские пациенты с Candida auris хорошо откликаются на давно устаревший нистатин, что, по данным казанских медиков, «актуализирует возвращение препарата в практику».
«Сегодня мы наблюдаем рост устойчивости цикрулирующих грибков Candida к антимиктотикам. Это ургентная ситуация — появления таких видов с очень высокой резистентностью и очень высокой смертностью. Проявления болезни различные: от бессимптомного течения до молниеносного сепсиса с полиорганными нарушениями. Диагностика сложна, клиника похожа на бактериальный сепсис. Фактор риска — длительное использование центрального венозного катетера, применение антибиотиков, ИВЛ, тяжелое состояние больных, парентеральное питание», — рассказывает доктор Николаева.
Американские ученые призывают наращивать объемы тестирования, разрабатывать программы скрининга, уделять особое внимание наблюдению, гигиене рук и глубокой уборке с использованием надлежащих дезинфицирующих средств. Потому что вакцину против опасного грибка создать вряд ли удастся, да и лечить его пока особо нечем. Ну и молиться, чтобы в ходе дальнейшей эволюции Candida не вызвала зомби-апокалипсис, как уже успели напророчить создатели сериала «Последние из нас».