Россияне пока еще определяются, что такое Родина

Это глубинное понятие так и остается на уровне метафоры

«Измена Родине». В самом этом словосочетании сразу проглядываются признаки некого тяжкого государственного преступления в форме госизмены, шпионажа, вооруженного мятежа и т.п. В действующем УК РФ такие составы преступления есть, и всего их 16, в гл. 29. Но там ни в одной строчке нет слова «Родина» (даже с маленькой буквы). Ключевые понятия и объект преступления — это основы конституционного строя и безопасность государства. А как же слова из песни, что есть еще и Родина, и начинается она с «картинки в твоем букваре» и с песни, «что пела нам мать»? В школе детям преподают родную речь, и Пушкин писал, что не хотел бы иметь иной родины (отечества), кроме России, а Есенин брал еще выше: «…не надо рая, дайте родину мою».

Это глубинное понятие так и остается на уровне метафоры

Даже не углубляясь в основы языкознания, многие скажут, что родина — это место, где человек родился, где его отчий дом, ну как у Пушкина: «Два чувства дивно близки нам, в них сердце обретает пищу: любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам». Мудрые философы утверждали, что так было в античной культуре: «Где горизонт Афин подходит к концу, начинается чужбина, враг, отчизна других людей» (см. у О.Шпенглера). Но из истории с судьбами людей мы знаем, что можно родиться в одной стране, а верно служить, любить и даже погибнуть совсем за другую. Например, знаем про немцев на русской службе, о которых возможно написать целую толстую книгу. И дело здесь совсем не в деньгах или чинах и званиях. Заметим, что по преимуществу немцы и все иные приезжали в Россию иноверцами: католиками, протестантами, иудеями, мусульманами. Как правило, от них не требовали принимать православие, ну разве кроме царских и императорских невест. Невозможно, оперируя только материализованными причинами и аргументами, объяснить, почему эти нерусские русские, становясь новообращенными, проникали в мир русского духа глубже, чем многие искони русские люди, и становились ревностными защитниками России как территории православия. Даже те, кто оставался в своей вере, являли пример силы русского духа: Витус Беринг; Иван Федорович Крузенштерн (протестант и похоронен в протестантском храме в Таллине); обрусевший шотландец Михаил Богданович Барклай де Толли и сколько еще. Так что Родина-Отечество напрямую никак не связана с местом рождения и даже религией предков.

Именно сейчас вновь утверждается подзабытая до начала спецоперации и в начале 90-х осмеянная и даже опошленная либералами тема патриотизма. Участие в СВО — это как лакмусовая бумажка для определения, что для тебя Родина и вообще есть ли она у тебя. Все мои пятеро детей родились в Москве, и мой родной двор — это старый московский дворик, покрытый асфальтом. У меня и букваря-то еще не было, но и сейчас, к семидесяти, знаю, что там у меня начиналась Родина. В 30 лет у меня был вариант переехать жить в ГДР к немке, преподававшей русский язык в Берлине, но, прожив в ее интеллигентной семье 7 дней, я четко осознал, что это точно чужбина, и улицы не мои, и дома, и вежливые и жутко правильные люди никак не близки мне. От их логичности и прагматизма с ума можно сойти.

Сейчас часто обсуждается вопрос о том, как правильно понимать патриотичность поведения людей, воюющих в рядах ВСУ. Они считают, что левобережная Украина и Крым — это как бы исторически земля неких укров — украинцев. С куда более древним для себя понятием «малороссы» их идеологи не согласны, хотя Малороссия — это Центральная Россия. Это мы, «москали», живем на окраине древней Руси, а не они якобы у края. Доказывать это бывшим малороссам — нынешним «европейцам» — бесполезно, им за последние 30 лет такую ерунду написали их историки, что всем народам России на нашей планете жить негде. Полякам подай сейчас Западные Украину и Белоруссию, ну и Псков, Новгород, Смоленск... Это давно известный план еще со времен Речи Посполитой, и нам его напоминал еще в 1950 году наш русский философ И.А.Ильин.

Он предостерегал от ошибки: «Признать «самостийную Украину» — это значит отдать ее германцам (то есть признать Первую и Вторую мировые войны проигранными) и снабдить их не только южнорусским хлебом, углем и железом, но и уступить им Кавказ, Волгу и Урал… Именно Германия, восприняв старую мечту Густава Адольфа, силится отбросить Россию до «московской эпохи». Ну, однажды власти РСФСР и СССР упомянутую ошибку уже сделали, отделив Украину от России через признание ее самостоятельной федеративной единицей в составе СССР, отдав ей еще и исконно русский Крым и вообще всю левобережную екатерининскую Новороссию. И.А.Ильин предупреждал, что расчленение Российской империи приведет к череде страшных войн. Знаменитый Талейран о таких случаях говорил, что это больше чем ошибка — «это преступление». Идеологом этого преступления, как известно, был Ленин, ну а дальше Хрущев и, конечно, Горбачев. Сейчас об их роли в развале сначала Российской империи, а потом и империи под названием СССР много пишут и говорят.

В феврале 2023 г. мы почти торжественно отмечаем тридцатилетие создания КПРФ, как бы забывая, что их идеологи остались прежними — ярые богоборцы с принципами богопустынного интернационализма, обозначенного в неизменном «Манифесте компартии», трудах марксистов-ленинцев, когда развал России «…одно из первых условий окончательной победы немецкого пролетариата» (упом. ПСС т. 18, с. 567). А у пролетария по Марксу нет Родины, но есть подзабытое определение — «безродные космополиты». Если в нашей Конституции признается идеологическое многообразие (ст. 13), то где идеология любви к Родине?

Лидер КПРФ Зюганов страшные результаты господства коммунистической идеологии в России в своих интервью называет «понаделанными глупостями». Видимо, расстрел царской семьи, духовенства, верующих, уничтожение казачества, разрушение монастырей и храмов — это все невинные глупости. Русские философы-эмигранты нас предупреждали: «Союз материализма и атеизма явился роковым фактом для исторических судеб человечества… Две основные лжеидеи — отрицание неповторимой самости в человеке и отрицание высших ценностей, на которые наше «я» должно быть (идеально) направлено, — будучи проведены на практике, приводят обычно к печальным или даже страшным результатам… Единственная реальная духовная сила, могущая противостоять коммунизму, это христианство, ибо только религия христианская способна воздействовать не только на разум людей, но и на их личное и «коллективное подсознание».

В современной России нет некого ответственного учреждения, которое бы всерьез занималось хотя бы пропагандой христианских идей-ценностей с целью воздействия на разум людей. Телеканала «Спас» явно недостаточно. А ведь активность социалистов (в Госдуме это партия Миронова) и коммунистов должна беспокоить не только РПЦ и все религиозные конфессии в России, но и тысячи граждан, у которых имеется частная собственность. Вспомним текст основного документа социалистов и коммунистов «Манифест компартии», составленного при участии Маркса и Энгельса: «Коммунисты повсюду поддерживают всякое революционное движение… во всех движениях они выдвигают на первое место вопрос о собственности как основной вопрос движения». Очевидно, это патологическая склонность к революционным переворотам и векторам грабить награбленное.

Наша беда в том, что глубинное понятие «родины» не изучается, не оформляется как системное понятие и находится на уровне метафоры, оторванной от вековой культуры России, изуродованной 73 годами советской политизированной культуры. Ее только формально отменили, навязав либеральные прозападные ценности и стремление к наживе, и получили к 2023 году предсказанное О.Шпенглером еще в начале XX в.: «Добро делается товаром, обмен — оборотом, а на место мышления благами приходит мышление деньгами». Цивилизация манит больше, чем культура, задавленная с начала 90-х индустрией развлечений.

Но в культуре и содержится зерно, из которого произрастает понятие Родины, что замечено упомянутым О.Шпенглером: «У всякой культуры — свое собственное понятие о родине и отечестве. Ощутить его непросто, а выразить словами почти невозможно; оно полно неясных метафизических связей, и все же оно недвусмысленно по своей направленности».

Конечно, люди находят слова, чтобы выразить свою любовь к Родине, но дать исчерпывающее содержание Родины и Отечества невозможно без глубинного понимания «своего» — моя Родина. Понятнее многих этот феномен объяснил наш современник — философ В.В.Бибихин: «Во встрече с миром свое — собственное — особенное, страстно желанное, выносит к роду и народу, к рожденному в детях… Русское понятие свободы производно не от своего в смысле собственности меня… Свобода — это прежде всего захваченность своим, где свое надо понимать в связи с родом и народом («свои»). Собственно я — та исходная собственность, минуя которую всякая другая будет недоразумением».

Вот наши бойцы на спецоперации со всей России, никогда не бывавшие в Новороссии и на Украине вообще, на пределе оказываются куда культурнее тех, для кого Россия лишь место пребывания для зарабатывания денег, когда свет цивилизации выше света и тепла Родины и которых «я» уводит в дурную бесконечность. Так можно изменить Родине, не попадая в сети уголовного закона, что и делают современные «бегуны» и «хороняки».

Любые сражения противны вечному стремлению человека к мирной жизни, но, как заметил свидетель Первой мировой войны поэт и драматург Поль Валери: «Никогда еще, как в военное время, так много и запоем не читали: спросите у книготорговцев. Никогда еще так много и горячо не молились: спросите у священников. Мысленно взывали ко всем спасителям, основателям, защитникам, мученикам, героям, отцам отечества, святым героиням, национальным поэтам». Поэтому есть надежда на то, что понятие Родина будет наполняться своим духовным содержанием — моя Родина.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29003 от 4 апреля 2023

Заголовок в газете: Отечество и свое «я»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру