В новом законопроекте «О статусе учителей» предполагается «установить статус, аналогичный статусу государственного служащего» для педагогических работников. Что позволит, например, сделать среднюю зарплату в школе «не ниже средней заработной платы госслужащего по стране». А еще «дать право на медобслуживание, аналогичное праву государственного служащего».
Как очевидный плюс депутат Яна Лантратова назвала более высокую зарплату: 126 тысяч в среднем по стране – против учительских 46 тысяч. И еще соцпакет, пенсионные льготы. И, конечно, уважение общества: к «бумажным важным людям» оно куда выше, чем к обычным бюджетникам. Как недавно высказалась об учителях сама депутат: «Это уже даже не «образовательная услуга», а, простите, обслуга»...
– Мало кто видит разницу между бюджетниками и госслужащими, – говорит юрист Станислав Попов. – Но это разные категории граждан, хоть и платят им всем из бюджета. Потому что госслужащие – это не только сотрудники определенных ведомств: налогового, прокуратуры и пр., или разных органов власти, таких как управа или тот же парламент. Это отдельный правовой статус. Где при определенных бонусах, таких как фиксированные или более высокие оклады (а они должностные, а не тарифицированные – никаких там стимулирующих или еще плавающих надбавок), имеется большой ряд ограничений. Госслужащим нельзя заниматься бизнесом, да и вообще услугами за деньги, вспомним-ка репетиторство. Нельзя принимать подарки – вспомним опять же укоренившуюся традицию дарить небольшие презенты учителям. Еще именно госслужащие, а не бюджетники, обязаны строго вести личную отчетность, то есть та самая «бумажная нагрузка» на учителя может и увеличиться. Еще строже, чем теперь, надо относиться к ведением соцсетей и сообщать руководству обо всех своих аккаунтах. О поездках за границу придется отчитываться и пр.
Поэтому не знаю, стоит ли тащить учителей в государевы люди, в чиновники. Все же они всегда были независимым сообществом. Или, может, надо пересмотреть систему категорий, сделать им твердый оклад. И, как уже говорилось не раз, четче прописать права и обязанности учителя в школе. Ужесточить меру административной и уголовной ответственности для родителей, поднять возраст ответственности за тяжкие преступления для несовершеннолетних.
Не все эксперты в области образования также согласны с тем, чтобы «поднять» учителей до чиновников. Представители профсоюза напоминают, что у госслужащих нет права на забастовку. А профессор НИУ ВШЭ Ирина Абанкина считает, что внедрение статуса госслужащего для учителей ограничит их академическую свободу. Лучше уж существующие нормы соблюдать. Так, практически нигде учителю не дают положенный по закону годовой отпуск по требованию после выслуги в 10 лет, а это уберегло бы от выгорания. Или ранний выход на пенсию – зачастую, учителя даже не знают, что он им положен.
– Если уж «наверху» взялись решать проблемы школ, то прежде всего надо пересмотреть нормативы финансирования, – на условиях анонимности поделился завуч московской школы. – Потому что главная причина такого положения школ — тупо в недостатке денег. В Москве еще ладно, а в провинции? Региональные бюджеты ничтожно мало планируют для школ и еще меньше средств им выделяют. И дальше из этих крох себе отщипывают муниципалитеты, местные власти, всякие главы мест и поселений. Остаются гроши. Какие там отпуска на целый год, какие ставки педагогов-наставников? Один учитель совмещает физику, алгебру и рисование. А там средств нет не только на зарплаты, ремонты, техоснащение актуальны – на автобусы тоже, чтобы детей возить. Знаю, сам 3 года на селе отработал... Требований вагон, со стороны тех самых госслужащих. Обязанностей перед школой гораздо меньше. Государству надо исправить этот перекос. А уж с уважением учеников, со своей статусностью мы сами как-нибудь разберемся. Скандалы и выгорания, когда учителя выходят из себя, – все это от бедности происходит и высокой нагрузки на учителей.